Главная Электромагнитные устройства





Рис. 9.4. Варианты исполнения магнитопровода бесконтактных ЭММ с одним (а) и с двумя (б) конусными зазорами

действие фрикционной и электромагнитной частей муфты практически отсутствует. Недостаток муфты связан с наличием контактных щеток.

В бесконтактных муфтах для уменьшения потерь МДС балластные зазоры выполняют конусными (рис. 9.4 [11]) с одним конусным зазором (рис. 9.4, а) или с двумя-(рнс. 9.4,6). Точками Л и £ показаны точки построения образующих параллельных друг другу конусов с оптимальными углами наклона [11]. При этом каркасы / катушек 2 выполняют в осевом сечении Г-образного профиля (рис. 9.4, а и б - сплошные линии) или П-образного профиля (рис. 9.4, б - штриховые линии при выполнении обратного конуса) нз ферромагнитного материала.

Такое исполнение магнитопровода обеспечивает наименьшие в данных условиях значения магнитной индукции, падение МДС, силы притяжения частей и ее осевой составляющей. Последнее снижает осевую нагрузку на шарикоподшипники. Наличие балластных зазоров снижает также теплопередачу от фрикционных дисков к катушке, что повышает эксплуатационную надежность катушки при тяжелых режимах работы муфты.

Фрикционные поверхности таких муфт работают в масляной ванне, что способствует уменьшению их износа, стабильности коэффициента трения и передаваемого или тормозного момента.

Известны конструкции муфт с магнитопроводящими дисками, например серии ЭТМ: контактного исполнения типа ЭТМ-2, бесконтактного исполнения типа ЭТМ-4, тормозные типа ЭТМ-6, предназначенные для работы в приводах металлорежущих станков н других машинах общего применения.

К недостаткам муфт с магнитопроводящими дисками можно отнести невозможность их использования в предохранительном режиме при продолжительном буксовании, так как выделяющееся при этом тепло отрицательно влияет на катушку ЭМ, относительно большой момент холостого хода из-за наличия остаточного магнетизма. Эти недостатки отсутствуют в муфтах с вынесенными дисками.

9.3. ЗУБЧАТЫЕ ЭММ

Зубчатые ЭММ широко применяются в приборных приводах РЭА, передают значительно большие моменты, чем ФЭММ, при равных силах сжатия полумуфт, а при передаче одинаковых моментов имеют меньшие габаритные




Рис. 9.5. Конструкция ЗЭММ: с - на расцепление; б - на сцепление; в - на переключение



еры и массу. Они могут работать со смазкой и без смазки, с точки зре-йЯ ресурса и стабильности передаваемого момента предпочитается режим со

Зубчатые ЭММ, примеры конструкций которых показаны на рис. 9.5, обес-дечивают соединение валов без проскальзывания и мертвого хода и использу-К)тся, например, в точных отсчетных цепях для жесткой связи. При включении они сразу передают номинальный вращающий момент, вследствие чего могут возникать значительные динамические нагрузки иа зубья, валы, шлицы, шпонки В отключенном состояюш полумуфты расцеплены при помощи пружины или ЭД\ и между зубцами должен быть зазор примерно 0,1...0.3 мм. Зубчатые (уфты в отличие от многодисковых не имеют остаточного вращающего момента. Ввиду недопустимости проскальзывания полумуфт последние не нагреваются.

Необходимая сжимающая сила в ЗЭММ для передачи момента М определяется по формуле P=M(f+tgP)/rcj>{l-ftg), где / - коэффициент трения скольжения соприкасающихся пар; р - половина угла зуба при вершине; лср - средний радиус зацепления.

Углы зуба при вершине 2р принимаются 45, 60, 90 или 120°. При малых углах 2(3 уменьшается необходимая сжимающая сила для передачи момента, однако большая высота зуба при этом обусловливает больший ход якоря ЭМ и соответственно большие габаритные размеры. Наибольшее распространение получили углы 2р=90 и 60°.

Недостаток ЗЭММ состоит в том, что сцепление и расцепление полумуфт под нагрузкой допустимо только при малых относительных частотах вращения (менее 100 мин-) из-за деформации и износа зубьев. Проскальзывание полумуфт не допускается. Для повышения износоустойчивости зубья цементируют на глубину 0,3...0,5 мм и закаливают до твердости HRC 45...60.

На рис. 9.5, а показана конструкция ЗЭММ на расцепление (нормально замкнутая), рис. 9.5,6 - сцепление (нормально разомкнутая), рис. 9.5,в - переключение кинематических цепей. Конструкция и работа бесконтактных зубчатых муфт аналогична бесконтактной ФЭММ.

Недостатком таких муфт можно считать длительное потребление электроэнергии в процессе их работы. Известны способы снижения энергопотребления путем фиксации ЭММ после их срабатывания с помощью постоянных магнитов, различных защелок, зажимов и т. п.

Импульсная переключающая ЗЭММ. Вариант относительно простого конструктивного решения показан на рис. 9.6.

Сущность решения состоит в том, что подвижное в осевом направлении Колесо 7 с торцевыми зубьями упруго прикреплено к валику 10 посредством звездообразной мембраны 8 тарельчатой формы в сечении,, а валик 10, также перемещающийся в осевом направлении под действием того или иного ЭМ 3 Или 5, имеет по торцам шариковые опоры / и 11.

При включении ЭМ 3 общий якорь 4 совместно с валиком 10 перемещается влево до упора в шариковую опору заставляет изгибаться звездообразную Мембрану 8, которая после прохождения зоны устойчивости меняет направление прогиба и перемещает колесо 7 вправо к зубчатой полумуфте 9 и, опираясь через валик 10 в шариковый упор 1, обеспечивает их сцепление. При этом между якорем 4 и стопом 2 ЭМ 3 остается минимальный гарантированный зазор, не мешающий вращению якоря 4 вместе с валиком 10 и колесом 7. После сцеп-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 [82] 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116


0.0134