Главная Радиорелейная связь



. S а- S

О) СМ

"I

сэ D о X

" -а

СЭ

Йо) 1 uS

S "

Ус I 3

е «со

5- I


Для случая ЧРП выигрыш Лс/Лдду для с = 1; 2,5; 10 мин приближенно можно оценить по кривым 1, 2 на рис. 9.74. Они построены по экспериментальным данным в диапазоне 4-6 ГГц, полученным на пяти сухопутных трассах при = 1-2,3. •

Ожидаемое уменьшение числа сеансов с замираниями при ПРП Nc/N ориентировочно можно определить из кривой 3 на рис. 9.74, которая построена по результатам экспериментов в диапазоне 6 ГГц.

W 8 7 6 S Ч 3

2\ Z0

-f--

>

<

300 200

Рис. 9.74. Уменьшение числа сеансов с замираниями при разнесенном приеме:

(2-И); 3 - пространственно-разнесенный прием

Рис. 9.75. Уменьшение числа замираний за сеанс при частотно-разнесенном приеме

--1-1- "с max

</•

-<

ч--i-•-

1 1

- 7-

-1 ,

-35 дб

Ожидаемое уменьшение числа замираний за сеанс на выходе системы резервирования при ЧРП Пстах/ПстахМ ПрибЛИЖСИНО МОЖНО ОЦбННТЬ С ПОМОЩЬЮ

рис. 9.75. По кривым 1 и 2 определяется выигрыш при Д /=1,5 и 3% за сеансы с = 1-!-10 мин на интервалах РРЛ в диапазоне 4н-6 ГГц с относительными просветами p(g) = 1,5-=-2. Кривые 3-5 характеризуют, пр-види.мому, наибольшее практически реализуемое значение выигрыша при Д /=1,5% для tc = = 1 мин (кривая 5); 2,5 мин (кривая 4); 10 мин (кривая 5). Они получены на морской трассе с большим просветом, p(g)=5,74.

Выигрыш при ЧРП во всех случаях получен при условии, что резервный ствол всегда используется для резервирования при замираниях.

9.16. УЧЕТ ПОМЕХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ВНУТРИ РРЛ Требования к трассе РРЛ

Шумы в каналах РРЛ возникают не только из-за тепловых и аелинейиых шумов радпорелейной аппаратуры и тракта распространения радиоволн, но также из-за попадания на входы приемников мешающих сигналов, которые возникают как внутри одной и той же РРЛ, так и от внешних радиотехниче-



Учет помех, возникающих внутри РРЛ


ских устройств, работающих иа одинаковых или близких частотах. Для уменьшения помех необходимо учесть следующее:

1. Площадки для радиорелейных станций должны быть выбраны так, чтобы исключить мешающее действие других близко расположенных радиотехнических средств.

2. Вблизи трассы РРЛ не должно быть аэродромов, ибо прн взлетах и посадках самолетов возможно значительное увеличение щумов в каналах линии из-за появления дополнительных сигналов, обусловленных рассеянием радиоволн самолетами. Аналогичная картина наблюдается и в случае отражений от близко расположенных местных предметов.

3. Трасса РРЛ должна удовлетворять требованиям «знгзагообразности», чтобы исключить взаимные помехи между РРС. При двухчастотном плане (а иногда и при четырехчастотном) на каждой четвертой станции возможен прием сигналов не только третьей, но и первой станции, так как частота передачи на первой и третьей станциях совпадает с частотой приема на четвертой станции (рис. 9.76).

Рас. 9.76. Возникновение взаимных помех между РРС при прямом прохождении сигнала с 1-й на 4-ю станцию

4. По возможности должны выравниваться средние уровни сигналов на соседних интервалах при двухчастотном плане построения РРЛ, так как в противном случае увеличиваются помехи, обусловленные задним излучением антенн обратного направления соседней РРС и приемом сзади излучения соседней РРС (см. рнс. 9.38).

Допустимые уровни помех в каналах РРЛ

На основании Рекомендации 357-3 МККР (Киото, 1978) для аналоговых систем с частотной модуляцией и частотным уплотнением каналов приближенно можно считать, что среднеминутная псофометрнческая мощность щума в любом телефонном канале на конце линии длиной L в точке нулевого относительного уровня при воздействии всех источников помех не должна превышать следующих допустимых значений Ршмдоп:

1. Рш.м.доп(20"/о)0,1Рш(20%) пВт, где Рш(20%) - мощность шума, превышаемая в течение 20% времени любого месяца. В среднем это 0,3L пВт для многих магистральных линий, 0,6/. пВт для технологических РРЛ, оборудованных аппаратурой «Трал-8-60/120», и 0,9-1,2L пВт для технологических РРЛ, оборудованных аппаратурой «Трал-400/24». Из-за большой загруженности диапазона 400 МГц в отдельных случаях по согласованию с заказчиком допуска-.ется Рш.м.доп:0,ЗРш(20).

2. Рш.м.доп = 50 ООО пВт в течение 5м. доп 0,01 L/Lr% времени любого месяца, где Lr - длина эталонной линии: 2500 км для магистральных РРЛ; 1400 и 600 км для зоновых, 1400 и 800 км для технологических РРЛ и т. д. (см. табл. 6.6).

По аналогии могут быть сформулированы значения {UmlUp.c)i,.aoa для, канала телевидения.

В рекомендации указывается на возможность определения Рш.м.двп в течение любого процента времени в интервале 0,01-20% путем интерполяции, основанной на предположении, что распределение мощности шума, вызванного помехами в этом интервале, является логарифмически-нормальным.-

Допустимые защитные соотношения на входе приемника

Мощность нелинейных (интерференционных) щумов в каналах РРЛ из-за помех, вносимая одним интервалом, зависит от отношения мощности мешающего сигнала на входе приемника этого интервала Рпр.м к мощности полезного сигнала Рпр, спектральных характеристик полезного и мешающего сигналов, разности частот между ними, параметров канала (см. § 9.10, гл. 8) (8].

При расчетах мощности шумов Рш.м в верхнем канале ТЧ из-за помех, возникающих внутри РРЛ, можно пользоваться зависимостью Рш.м от Рпр.м/Рпр,

представленной на рис. 9.77. Кривые построены для случаи совпадающих частот помехи и полезного сигнала, при воздействии ТФ->-ТФ, при загрузке каиа-


\2ГГЦ

бггц\

trmj\

\Ч N

S

-20 -30 -to -50 -SO -70

загрузке -13 дБмО

пр.м пр

О т 200 300 т т

Рис. 9.78. Зависимость V (20%) от Hg „ для сухопутных трасс

ла -13 дБмО. Однако наибольший уровень Рш.м в зависимости от числа каналов ТЧ будет наблюдаться при к =кт<.х»0,5-=-0,7 [см. формулу (8.2)] [8]. Это увеличение по сравнению с данными рис. 9.77 может составить примерно 2- 3 дБ.

Прн передаче сигналов телевидения и воздействии ТВ-»-ТВ по экспериментальным данным

({/ш р-с)«(Рпр.м/пр) + <тв-Д - 23дБ ; (9.221)

(Um/Up,c) И (Рпр.м/Рпр) выражены также в децибелах.

В бол1>шннстве случаев наиболее жес-гкой является норма на Рш.м для малого процента времени. В этом случае Рш.м внутри РРЛ определяется возможными помехами за счет прямого прохождения мешающего сигнала с 1-й иа 4-ю

станцию, обратным излучением и приемом антенн, деполяризацией радиоволн



в тракте распространения при многоствольных РРЛ. Последние два фактора учитываются при определении Vmin (см. § 9.11). Для упрощения расчетов мощность щума из-за прямого прохождения сигнала целесообразно оценивать по отнощению к нормируемой мощности щумов, превышаемой в течение 20% времени.

При этом необходимо обеспечить такие защитные соотношения (Рпр.и/Рпр)доп, которые позволяют выполнить нормы на Рш.м как в большом, так и в малом процентах времени.

При передаче сигналов телевидения:

а) в сухопутных районах

(пр.м/Рпр)доп < - 70 дБ ; (9.222)

б) в морских и приморских районах

(Рпр.м/Рпр)доп < - 77 дБ. (9.223)

Эти защитные отношения обеспечат выполнение норм на Рш.м при передаче сигналов телефонии емкостью до 1920 каналов для случая возникновения помех иа каждой станции.

Для системы «Трал-8-60/120»

(пр.м/Рпр)доп< -бОдБ, . (9.224)

что позволит выполнить нормы на Рш.м на сухопутных и морских трассах.

Условие «зигзагообразности»

Исходя из заданного допустимого отношения Ррр.м/Рпр определяют требования к «зигзагообразности» трассы РРЛ: сумма дополнительных ослаблений мешающего сигнала из-за направленности передающей и приемной антенн должна быть не меньше величины, в общем случае определяемой по формуле

пер (ai) + Fup («4) < (пр.м/Рпр )доп + 20 !g +V (20%)-У„ (20о/„)-АРпер-- А Спер - Д%ер. (9.225)

где Oi - азимутальный угол между направлением максимального излучения передающей антенны мешающей станции и направлением на точку приема (см. рис. 9.76);

fnep(ai) - ослабление из-за направленности передающей антенны мешающей станции, дБ;

04 - азимутальный угол между максимумом диаграммы направленности приемной антенны и направлением на мешающую станцию;

пр(а4) - ослабление из-за направленности приемной антенны, дБ;

До - протяженность интервала РРЛ между третьей и четвертой станциями;

Рм - протяженность трассы между первой и четвертой станциями, т. е. трассы прямого прохождения сигнала;

V(20%) - значение множителя ослабления на интервале РРЛ между третьей и четвертой станциями, не превышаемое в течение 20% времени месяца, дБ; V(20%) определяется по методике, описанной в § 9.8. Например, на волне Я=8 см на трассах протяженностью ~-50 км с просветами, близкими к оптимальным, V(20%) =-(4-н5) дБ;

Vm(20%) - значение множителя ослабления на трассе между первой и четвертой станциями (см. рис. 9.76) протяженностью Рм, превышаемое в течение 20% времени месяца, дБ;

АРпер -т- разница между мощностями передатчиков мешающего и полезного сигналов, дБВт;

А Опер - разница между коэффициентами усиления передающих аитепп, излучающих мешающий и полезным сигналы, дБ;


Ат1пер - разница между КПД передающих антенно-волноводных трактов мешающего и полезного сигналов, дБ;

(Ржр.м/Рпр)доп также дано в децибелах.

Так как расстояние между первой и четвертой станциями составляет 100- 150 км, то во многих случаях мешающий сигнал будет обусловлен дальним тропосферным распространением. На рис. 9.78 приведены графики зависимости значений Ум(207о) от эквивалентного расстояния Рэ.м прн /=0,4-111 ГГц для летних месяцев и сухопутных районов. Для морских и приморских районов значения Vm(20%) для тех же частот находят нз рнс. 9.79.

О -10 -20 -30 -0 -50 -ВО -70 -80

т=пniv -

1 и,

/0 01%

/•/ -

i/U /о

Рис. 9.79. Зависимость V,{T) от „: -----приморские трассы

морские трассы;

Эквивалентное расстояние Рэ.м, км, определяется по формуле = 8500 вэ,

(9.226)

вэ =

(9.227)

где 9э, рад, эквивалентный геоцентрический угол: -Яэ + 2-10-8рКэ(1-Кэ) .

ЯиКэО-Кэ)

Hi - величина закрытия в метрах на трассе между первой и четвертой станциями (Яэ<0), которая определяется непосредственно нз профиля этой трассы, построенного без учета рефракции (рнс. 9.80);

K3=Pi3/i?m- (9-2281

Значения Рм в (9.227) подставляются в метрах. Если значения (Рэм меньше 100 км или величина закрытия на трассе сравнительно невелика (ориентиро-вочцо прн it = l-4-l,5 Яэ,м200 м), то мешающие сигналы будут обусловлены



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [52] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69


0.0225