Главная Работа в электроустановках



г-IКА1 ТА1 КМи

1 Г-\КАЗ О XI 1--

KMf]

1 J J

КМЗ\КМ2\КМ1

кмз\

/сш \ л-мг \км1

Дугогашение на контактах К1-КЗ не показано

K1Q.

/sRI

м---

А--\-----

V vm

Контроль скорости

\КМ¥

I I КМ¥

KAZ /кАЗ

>-г>

~1 KMZ

кмч-

/кмч\

КТ1 KTZ

Рнс. 9.8. Схема управления электродвигателем с фазным ротором. К упражнению 9.6



Привод имеет два вида управления: М - местное (со щита) и Л - диспетчерское. Вид управления определяется положением избирателя управления SA2.

Упражнение 9.6

1. Построить диаграмму взаимодействия и с ее помощью рассмотреть действие схемы. 2. Проверить, правильно ли согласованы времена совместно действующих аппаратов. 3. Определить, не является ли схема параметрической. 4. Установить продолжительность отдельных процессов и работы привода в целом. 5. Указать, каким образом гарантируется невозможность включения статора при закороченных пусковых резисторах.

®

Ответы

1. Строим диаграмму взаимодействия. Рубильник Q1 включен. Включением автоматического выключателя SF1 (точка 1 на диаграмме рис. 9.9) на цепи управления подано питание: срабатывает реле КТ1 (цепь б, точка 2). Кнопочным выключателем SB2 или контактом реле K1Q диспетчерского управления (точка 4) включают контактор КМ4. В цепь статора подано напряжение (точка 5). Вспомогательный контакт КМ4 отключает КТ1 (цепь б), включает реле КТ2 (цепь 7) и реле К1 (цепь 9, точка 5). РелеЛ72, срабатывая (точка 6), включает реле КТЗ (цепь 8, точка 7). Реле КТ1 возвращается (точка 8) и отключает реле КТ2. Реле КТ2, возвращаясь (точка 10), отключает реле КТЗ. Оно возвращается (точка 72).

Из диаграммы видно, что рассмотренные переключения реле КТ1-КТЗ вызывают поочередные включения контакторов ускорения КМ1 (точка 9), КМ2 (точка И) и КМЗ (точка 13), что приводит к закорачиванию ступеней пусковых резисторов. Контактор КМЗ, срабатьшая, отключает контакторы КМ1, КМ2 и реле К1. Контакторы КМ1, КМ2 н реле К1 возвращаются в исходные положения (точки 14, 15 к 17). Пуск электродвигателя закончен, реле скорости SR1 срабатывает (точка 16). С этого времени контактор КМ4 получает питание по цепи 4 через контакты реле K1R диспетчерского отключения и реле скорости SR].

Контактор КМ4 отключают либо нажатием кнопочного выключателя SB1, либо при срабатывании реле K1R (точка 18). При отключении КМ4 статор отключается от сети (точка 19), скорость снижается, поэтому реле SR1 возвращается в исходное положение (точка 21). Вспомогательные контакты КМ4 в цепях Зиб размыкаются, а в цепи б замыкаются. В результате; а) реле КМЗ возвращается в исходное положение (точка 20); б) реле КТ1 срабатывает (точка 2); пусковой резистор R1 полностью вводится в цепь обмотки ротора.

При управлении с диспетчерского пункта контактор КМ4 отключается и при перерыве питания в цепи электродвигателя, так как это равносильно потере скорости. После отключения контактора КМ4 по любой причине его контакт в цепи 3 остается разомкнутым, благодаря чему исключается самозапуск двигателя.

2. Согласование времен иллюстрируется на примерах взаимодействия во времени: вспомогательного реле К1, реле скорости SR1, реле K1Q пуска с диспетчерского пункта, реле остановки K1R и кнопочного выключателя SB1.

1-й случай - пуск. Явления должны происходить следующим образом. На время ti (см. диаграмму) замыкается контакт K1Q ъ цепи 2 и включает контактор КМ4. Затем его катушка самоблокируется по цепи 4, в которую входят; а) контакт K1R (он не мешает пуску, так как прн пуске замкнут) и б) контакт реле скорости SR1. Но этот контакт замкнется после окончания разгона (точка 16), т. е. значительно позже размыкания цепи 2. Разница времен ti между размыканием контакта K1Q и замыканием контакта реле скорости SR1 ясно вндна на диаграмме. Если это врем* "не перекрыть", контактор КМ4 тотчас отключится, как только разомкнётся контакт K1Q. А чтобы это отключение предотвратить, в схему введено реле К1, контакт которого на время пуска шунтирует (цепь 5) контакт SR1 реле скорости.

Как видно из диаграммы, реле KI срабатывает (точка 3) раньше, чем размыкается контакт ТУ С, а возвращается (точка 17) после срабатывания реле скорости; точка 17 лежит правее точки 16, благодаря чему получается запас Гз.

2-й случай - отключение по любой причине. Прн отключении кнопочным выключателем SB1 либо с диспетчерского пункта (срабатывает реле K1R и размыкает цепь 4), либо при срабатывании защиты (размыкается цепь 1 контактами КА1-КАЗ нли КК1) контактор КМ4 отключается (точка 19) и размыкает вспомогательный контакт в цепи 3. Поэтому последова-



SB1(K1R)

SBZ(KIQ)

КМЧ(статор)

Ротор {сопротивление)


тельность дальнейших переключений в цепях 4 и 5 не имеет значения.

3-й случай - потеря механизмом скорости, например из-за того, что соскочил приводной ремень. В этом случае возвратится реле SR1 и разомкнет цепь 4.

3. Оценка параметричности схемы, т. е. необходимости настраивать аппараты на определенные значения параметров. К таким аппаратам относятся: реле защиты КМ1-КМЗ и KKl, а также реле ускорения КТ1 -КТЗ. Ясно, что нх уставки определяются расчетами и нельзя требовать от схемы, чтобы она работала правильно при недопустимых отклонениях от заданных уставок.

Рнс. 9.9. Диаграмма взаимодействия к схеме рис. 9.8

Следовательно, прн оценке параметричности схемы имеют в виду не необходимость задания определенных уставок - эта необходимость безусловно очевидна. Речь идет об изменении последовательности переключений из-за изменения времени срабатывания или возврата какого-либо исправного аппарата.

Проверим с этих позиций параметричность реле К1. Допустим, время его возврата уменьшится, т. е. точка 17, сдвинувшись влево, прибли-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 [100] 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0197