Главная Работа в электроустановках



зится к точке 16. В этом случае схема при включении будет работать неустойчиво. Значиг, узел схемы параметрнчен, поэтому время возврата нужно выбрать с достаточным запасом. Увеличение времени срабатывания К1 ничего в последовательности пе.еключений не изменяет.

4 Продолжительность отдельных процессов и работы привода в целом можно установить, построив диаграмму в масштабе времени, либо просто записать на диаграмме времена срабатывания н возврата, а затем их суммировать или сравнивать в необходимых сочетаниях. В нашем случае надо сравнивать: а) времена /j и t; б) время tl со временем возврата реле токовой зашиты КА1~КАЗ.

Последнее требование станет понятным, если предположить, что в цепи статора имеется КЗ нли же механизм явно неисправен. При этом сработает токовое реле и отключит двигатель. Но как только он отключится, токовые реле сразу же возвратятся в исходное положение и замкнут контакты в цепи Если в это время контакт SB2 (K1Q) будет еще замкнут, то произойдет повторное включение, хотя оно недопустимо. Одним словом, в данном случае имеют место противоречивые требования, а именно время ti должно бьггь и достаточно велико, н достаточно мало. Но это невыполнимо. Поэтому схему нужно дополнить еще одним вспомогательным реле. При срабатывании любого токового реле это вспомогательное реле должно сработать и самозаблокироваться. Контакт этого реле следует ввести в цепь / вместо соединенных последовательно контактов КА1 - КАЗ.

5. Пока контактор КМЗ включен (т. е. закорочен пусковой резистор), реле КТ1 включиться не может, так как разомкнута цепь 7. А это значит, что разомкнута цепь 1 контактора КМ4, так как в нее введен замыкающий контакт КТ1.

9.5. Схемы контроля технологических параметров. Измерения электрических и неэлектрических величин

Ко1Ггроль технологических параметров.

Выше более или менее подробно рассматривался контроль освещенности (пример 8.3), скорости (пример 8.9), уровня (пример 8.20). В ряде случаев необходимо контролировать давление, предельное по-

ложение движу1Ш1Хся частей механизма, направление движения и, особенно часто, температуру. Ясно, что контроль того или иного параметра может быть выполнен различными техническими средствами и различными методами, свойства которых определяют преимущественную область их применения.

Температуру масла в баке трансформатора можно, например, контролировать как контактным манометрическим термометром, так и термисторами. В обоих случаях сигналы передаются только при достижении значений уставки; один сигнал предупредительный, например при ТОС, другой - аварийный, например при 90°С.

Пример 9.1

Контроль предельных значений температуры (рис. 9.10). На рис. 9.10,д справа изображены контуры машины и обозначены места контроля температуры подшипников П1 W П2 W обмотки Об. В эти места вмонтированы в соответствующей армировке полупроводниковые термисто-ры с отрицательным температурным коэффициентом. Схема включения одного из них показана на рис. 9.10,д слева.

Реле К1 включено последовательно с тер-мистором RK1 и получает питание от трансформатора - стабилизатора напряжения TS1. Напряжение, питающее схему, с помощью переключателя SA1 подобрано таким образом, что при нормальной температуре и ниже те(шота, вьщеляющаяся в тер-мисторе проходящим по нему током, отводится контролируемой средой. При этом сопротивление настолько велико, что реле сработать не может. Однако даже небольшое повышение температуры контролируемой среды нарушает тепловое равновесие: температура термистора повышается. Но при этом снижается его сопротив-



пение, что в свою очередь приводит к увеличению тока. Увеличившийся ток еще сильнее разогревает термистор, ток еще больше возрастает, и через несколько секунд реле срабатьшает. Его контакты, показанные справа, переключают соответствующие цепи управления и сигнализации.

Важная особенность схемы состоит в том, что после срабатьшания реле его контакт обязательно должен закоротить термистор, иначе он сгорит. К одному реле можно присоединить несколько термисторов благодаря тому, что при нормальной температуре контролируемой среды их сопротивления весьма велики и работу схемы не нарушают.

Пример 9.2

Контроль предельных положений механизма, в нашем примере конвейера 3 иллюстрирует рис. 9.10,6. Материал на него, например уголь, поступает с конвейера 2. Конвейер 3 может перемещаться на тележках вдоль бункера. Его предельные положения контролируют концевые выключатели 1 к 4. В крайнем левом положении переключается выключатель 1 (контактный или бесконтактный) и реверсирует двигатель тележки - она будет перемещаться вправо.

При достижении крайнего правого положения срабатывает выключатель 4 и снова реверсирует двигатель тележки - она будет перемещаться влево.

Пример 9.3

Тележка конвейера 3 движется не непрерьшно. Дойдя до путевого выключателя 5, она под его воздействием остановится: бункер будет заполняться до за-

данной отметки, после чего сработает реле уровня 6, контакт которого вновь включит тележку. Она переместится до следующего путевого выключателя 7. Если этот отсек бункера заполнен (что зафиксировано с помощью реле уровня 8), то тележка не остановится, а проследует до очередного отсека, где ее остановит путевой выключатель 9, и т. д.

Иными словами, тележка автоматически "ищет" свободный отсек и заполняет его. Если же свободных отсеков нет, т. е. если сработали все реле уровня 6, 8, 10 к 12, то технологический поток автоматически остановится: подача угля в бункер прекратится.

В качестве датчиков уровня могут применяться "просвечивающие" аппараты: радиоактивные гамма-реле (хуже) или ультразвуковые - лучше, но ни в коем случае не механические и не погружные - они сломаются. При электропроводных материалах (руда, уголь) в крайнем случае jioryr быть использованы прочно закрепленные электродные датчики. Но для цемента, песка, щебня и других неэлектропроводных материалов они категорически непригодны.

Пример 9.4

На щит оператора обычно выносят сигналы: а) о заполнении отсеков; б) о направлении движения тележки: вправо, или влево. Сигналы о заполнении отсеков передаются от выходных контактов реле контроля уровня по одной из схем, приведенных на рис. 9.12 и 9.13,д и 6. О направлении движения тележки судят по сигналам, которые образуются в результате сопоставления очередности срабатьшания путевых датчиков 13 и 14. Если раньше срабатьшает датчик 13, а затем датчик 14, значит, тележка движется вправо; если




\К1 \К1 /

.Off

Х1 Д, , JL

-тяг

(S=5)

13 n

~6 8 " 10

Бункер



e-iz

00 00 00

Рис. 9.10 Контроль технологических параметров. К примерам 9.1-9.4

раньше срабатьшает датчик 14 - тележка движется влево.

Важное замечание. Для контроля предельных и промежуточных положений механизмов (или их частей) целесообразно применять не механические, а бесконтактные (не соприкасающиеся с механизмами) датчики, так как они не подвержены поломкам. Надо, однако, иметь в виду их неблагоприятную особенность. Она состоит в том, что бесконтактные датчики требуют электропитания. При его нарушении выходные реле или логические элементы - применяется и то и другое - возвращаются в исходное положение независимо от положения механизма. Следовательно,

важной задачей чтения схемы является проверка того, что несоответствие между положениями контролируемого механизма и контролирующего аппарата не приведет к опасным последствиям.

Измерение температуры может выполняться термометрами расширения. Но гораздо удобнее дистационное измерение. В этом случае шкала прибора 2 (рис. 9,11,а и б) или 5 (рис. 9.11,е) градуируется в градусах Цельсия, а прибор с датчиками соединяется проводами.

Преобразователями контролируемой температуры в электрические сигналы являются: а) терморезисторы с положительным температурным коэффициентом - термометры сопротивления; б) термоэлектрические термометры.

Измерение термометрами сопротивления иллюстрируют



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 [101] 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0742