Главная Работа в электроустановках



НОЙ синей стрелкой, поступает импульс: щетки совершают первый шаг. Реле К8 отпускает и замыкает контакты в цепях 6 и 8. Включившееся реле Кб (цепь 4, зеленая стрелка) самоблокируется, включает реле КТ1 (цепь 14), размыкает контакт в цепи 8 и подает питание на щетку El.a. Реле К7 включиться не может. Поэтому импульсы в электромагнит поступают только через контакт реле КТ1 (красная стрелка).

После завершения цикла реле К8 срабатьшает (цепь 21), его контакт размьжает цепь 6: щетки останавливаются в исходной позиции.

Пуск отменяют кнопочным выключателем SB4 "Отмена", отключая реле Кб (цепь 4).

При отмене щетки могут остаться на любой пластине. Чтобы их привести в исходную позицию, нужно включить реле К7, а оно по цепи 8 включается автоматически (контакт К8 замкнут, а контакт Кб после возврата реле Кб замкнулся). После срабатьшания реле К7 шетки передвигаются самоходом, так как импульсы в электромагнит поступают от самопрерывателя Е1 - черные стрелки (самопрерыватель - это контакт с механическим приводом, он размьжается, когда якорь электромагнита YE1 притягивается, и вновь замыкается при возврате якоря).

Дозапуск выполняется кнопочными выключателями SB1 и SB3. Он отличается от обычного пуска тем, что пластины, соответствующие уже включенным механизмам, щетки быстро проходят самоходом (за 1-2 с), а затем переходят в нормальный темп.

Схема центрагшзованной остановки аналогична. В ней используется другой искатель - Е2.

На рис. 9.17 показано только одно его контактное поле, а именно Е2.а; к нему присоединены реле К59-К70.

®

Пример 9.19

Иллюстрируем реализацию приемов, значительно облегчающих чтение сложных схем. I. Приводят поясняюиою схему технологического процесса. 2. Из всех схем, на которые в схеме сделаны ссьш-ки, по типу "В схему ." делают выборки и дополняют ими данную схему, чтобы бьши видны не кусочки цепей, а цепи полностью. 3. Схематически, в упрощенном виде, поясняют принщш действия устройств, на которые сделаны ссьшки по типу "Из схемы . .". 4. Разделяют схему на общие и индиввдуальные цепи, а общие • цепи разделяют на функциональные части. Воспользуемся рис. 9.17, чтобы показать, как все это может быть выполнено.

1. Справа, внизу, показана поясняющая схема технологического потока. Из нее явствует, что на предприятии три цеха /-Я/ и три конвейера № 2 4, причем конвейер N" 2 находится в цехах / и П, конвейер 3 - в цехах II иШ. Следовательно, сирены HAJ -НАЗ предупреждение о пуске конвейеров, должны включаться:

а) сразу во всех цехах общее предупреждение о предстоящем пуске, что осуществляется контактом реле К1 по цепи 25;

б) в цехах / и II, причем после того как конвейер N" 2 начнет работать, сирена НА1 в цехе / отключается, а сирена НА2 в цехе П продолжает работать. Она отключится только после начала работы конвейера N" 3;

в) сирена НАЗ включится до начала пуска конвейера N" 3 и отьспючигся после пуска конвейера N" 4.

2. В схему сирен введены контакты реле К81-К83, а они включаются через соответствующие пластины контактного поля Е1.С (цепи 22-24). Чтобы все сирены не включились одновременно, цепи катушек реле 81К-83К разделены диодами. Про-



следим цепь сирены НА2. Ею управляет контакт реле К82, у изображения которого в скобках написано (ц. 23). А на схеме у изображения этого же контакта указан номер цепи, в которую он входит: В ц. 34.

3. В цепи 11-12 введены контакты реле повторителя датчика скорости BV ... , а под ними дано пояснение, из которого явствует, что в датчике В происходит преобразование значений скорости v в пропорциональное ей значение напряжения U, как, например, в тахогенераторе. Датчик соединен с устройством А контакты которого введены в цепи 11 {12) и 37. Естественно, возникают вопросы, зачем в этих цепях контакты? В цепях 11 к 12 они нужны затем, чтобы пластины, относящиеся к уже включенным механизмам (что характеризуется замкнутыми контактами), щетки проходили самоходом - быстро. А относящиеся к механизмам, которые надо еще дозапускать, - в нормальном темпе. Контакт в це-. хт 37 размыкается при потере механизмом скорости и отключает контактор КМ4 (см. упрощенную схему включения двигателя М4), осуществляя таким образом защиту и блокировку.

4. В схеме есть: а) общие цепи пуска, дозапуска, регулирования темпа движения; б) индивидуальные цепи пуска (остановки) механизмов; в) групповые цепи предупредительной сигнализации. Рассматривать надо сначала общие цепи, и только убедивщись в том, что они правильны, можно поочередно переходить к групповым и индивидуальным цепям. Таких цепей много, но они повторяются, а следовательно, не усложняют принципиальную схему.

Важное замечание. Сказанное в п. 4 отнюдь не досужие рассуждения. В устройстве телемеханики, например, из четырех сотен реле только 15-20 являются общими. Среди них 4-6 - основные (осуществляющие селекцию), а у основных

1-2 контакта требуют особого внимания, ибо их нарущение прерывает связь между передающим и приемным пунктами, т. е. полностью выводит устройство из строя.

Пример 9.20

Покажем, как оценивают возможность исключения из схемы аппаратов, которые могут показаться лищними.

1. Чтобы реншть, можно ли исключить реле К1, следует: а) выяснить, в какие цепи и с какой целью введены его контакты (цепь 2 предотвращает пуск при случайном нажатии SB2 "Пуск" или SB3 "Дозапуск". По цепи 25 в цеха подается предупредительная сигнализация); б) оценить, нет ли каких-либо временных зависимостей или особых условий, выполнение которых обеспечивается с помощью реле К1, т. е. установить принципиальную возможность его исключения. В нащем примере такая возможность есть; в) определить, чем можно заменить реле К1. Оно является повторителем кнопочного выключателя SB1, следовательно, контакты реле можно заменить контактами переключателя; г) выяснить возможность такой замены, т. е. подсчитать, хватит ли контактов SBI; д) если замена возможна, то надо посмотреть, что она за собой повлечет. В данном случае вместо одного провода (от SB1 до катущки К1) придется проложить четыре провода - по два от каждого контакта.

2. Если исключить промежуточные реле К21-К40 (цепи 27, 28) пуска механизмов, то пусковые импульсы на магнитные пускатели придется подавать непосредственно через щетки искателя. Это недопустимо по трем причинам: а) изоляция контактного поля не рассчитана на 220 В; б) ток, который могут пропускать щетки искателя, как правило, меньще тока включения маг-



нитного пускателя; в) цепь управления каждым двигателем защищена своим автоматическим выключателем. Значит, даже при условии достаточно высоких изоляции и коммутационной способности искателя нельзя через его щетки связывать цепи управления различных электроприводов. ,

Пример 9.21

Рассмотрим возможность исключения и объединения контактов. Рассмотрим реле К8. Оно должно быстро срабатывать, иначе не успеет остановить щетки в исходной позиции. Поэтому естествешю стремление наладчиков реле К8 разгрузить, т. е. попытаться объединить контакты в цепях 6 и 5 и исключить контакт в цепи 2. Объединить контакты в цепях 6 и 5 можно, но при условш, что контакты реле Кб в цепях 4 и 5 будут переключающи-м и. Это требование вытекает из необходимости безусловного разделения цепей катущек реле Кб и К7. Исключить (шунтировать) контакт реле К8 в цепи 2 нельзя, так как он предотвращает паразитный заряд конденсатора во время рабочего хода искателя по цепи б (через замкнутые контакты К8, Кб и катушку К5). При отсутствии этого контакта реле К5 может ложно срабатывать несколько раз, что HapyiHHT рабочий темп движения щеток.

Пример 9.22

Покажем, что возможность замены элементов определяется их назначением и условиями работы. (

1. Конденсатор С1 должен иметь настолько большой зарядный ток, чтобы от него могло сработать реле К5. А так как от других частей схемы конденсатор отделен контактами и, кроме того, зашунтирован разрядным резистором R1, можно не опасаться побочных явлений, связанных с большой емкостью (200-300 мкФ).

2. Конденсатор С2 и резистор R2 входят в искрогасительный контур, поэтому их параметры - емкость и сопротивление - строго определены.

3. Реле Кб и К? могут быть любыми, если они имеют подходящее номинальное напряжение и достаточное количество контактов. Но реле К8 должно быстро срабатывать. Поэтому срабатывающее относительно медленно кодовое реле не годится.

4. Промежуточные реле пуска (К21-К40) и остановки (К51-К70) должны иметь изоляцию и коммутационную способность, соответствующие цепям управления электроприводами, и исполнения, отвечающие условиям среды, в которых реле устанавливаются.

Схемы централизованного управления выполняются с помощью многоконтактных программных реле времени, релейных или электронных распределителей, чередующихся импульсов, и т. п. ]



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 [107] 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.1634