Главная Работа в электроустановках



пей через шинку и показывает, как ложные цепи устранить. Но отсутствие ложных цепей отнюдь не означает, что схема правильна. Чтобы сделать такой вывод, необходимо проверить согласование времен, требующихся на переключения. К этому вопросу мы еще возвратимся в § 10.4, рассматривая пример 10.12.

Косвенное размыкание чужих цепей

Рассмотрим примеры косвенного размыкания чужих цепей в процессе текущих переключений.

Пример 10.4

На рис. 10.1,а и б контакты 5 принадлежат промежуточному реле или реле времени защиты, катушка которого получает питание от оперативных цепей своего выключателя. В то же время выключатель 3 линии заменяют шиносоединительным обычно в связи с ремонтными работами и при этом, естественно, снимают питание с оперативных цепей ремонтируемого выключателя. Но это равносильно отключению защиты.

Пример 10.5

На рис. 10.4,а показана схема сигнализации о переводе подстанции на автоматику. В нормальном режиме включены: общий выключатель SA1 (с его помощью можно одним действием снять всю подстанцию с автоматики); индивидуальные выключатели SI-S20. Через них получают питание катушки реле К1~К20 соответст-

венно, каждое из которых определяет режим управления линии или агрегата.

Если все линии и агрегаты переведены на автоматику, то контакты реле К1-К20 (цепи 4-5) разомкнуты. Следовательно, общее реле КЗО включено, а лампа НЫ не горит (точнее, горит очень тускло). Достаточно, однако, "снять с автоматики" любую линию (агрегат), чтобы катушка реле КЗО оказалась закороченной. При этом реле КЗО возвратится (отпустит) , а лампа HL] загорится ярко. Через контакты реле КЗО на пункт централизованного управления будет передан сигнал. Таким образом, горящая лампа сигнализирует перевод хотя бы одной линии (агрегата) на местное управление. Если же лампа рогашена - это значит, что подстанция полностью работает в автоматическом режиме.

Однако полное снятие с автоматики выключателем SA] приводат к неправильной сигнализации, так как этот выключатель кроме отключения катушек Ю-ЮО (что требуется) ложно отключает и лампу HL1, что недопустимо. Исправить схему можно, например, следующим образом; в цепь катушки КЗО нужно вместо лампы НЫ ввести резистор Rl, а лампу присоединить через размыкающий контакт КЗО до выключателя SA1 - см. цепь / на рис. 10.4,6.

10.3. Перераспределение напряжений и токов

Распространенными и очень важными элементами схем являются резисторы. С помощью резисторов ограничивают ток, вводя резистор в цепь лампы, если ее номинальное напряжение ниже напряжения сети.

С помощью резисторов ускоряют срабатывание реле путем уменьшения постоянной времени цепи (см. пример 7.16).





(g)W7 Д~

D □


Рис. 10.5. Ложные цепи из-за перераспределения токов в результате введения в схему резистора. К примеру 10.6

С резисторов "снимают" необходимое напряжение для работы полупроводниковых приборов и т. д. Резисторы широко используют в измерительной технике. Однако в ряде случаев применение такого простого и "безобидного" элемента, как резистор, может обернут/ься в высшей степени опасными последствиями. Докажем это на двух примерах.

Пример 10.6

На рис. 10.5,а показана схема включения лампы Ш и поворотного сигнала Е1, встроенного в мнемоническую схему (работа поворотного сигнала рассмотрена в примере 9.9). Лампа HI горит, если мас-пяный (электромагнитный, вакуумный) ыключатель QI отключен и, следователь-

но, свечение лампы является сигналом, разрешающим манипулировать разъединителями, ограждающими выключатель. Для экономии вспомогательных контактов выключателя лампа (цепь 1-2) и одна из катушек поворотного сигнала (цепь 1-4) включены через один и тот же размыкающий контакт. В схеме на рис. 10.5,а все верно: стрелка / указывает направление тока в лампе, стрелка II - в левой катушке EI (выключатель QI отключен), стрелка / - в правой (выключатель включен).

Но для уменьшения размеров прибора параметры катушек изменили, что потребовало введения в их цепь добавочного резистора RI (рис. 10.5,6), и тотчас образовалась ложная цепь - зеленая стрелка, из-за которой указатель поворотного сигнала Е2 занял нейтральное положение, а лампа засветилась неполным накалом.

Причина образования ложной цепи заключается в перераспределении токов вследствие того, что последовательно с правой катушкой оказалось введенным



,1 ,1 ,1 ,1 ,-;т V

\К1 \К2 \КЗ \К¥ \К5 \ К20 \

Т .1 J J


сброс

-у-+

сброс


Щетка

К1\><2\КЗ\КЧ\К5-\К20


сопротивление резистора. Падение напряжения на нем оказалось достаточным для создания в левой катушке тока, соизмеримого со значением рабочего тока. Но ложное свечение лампы разрешает манипулировать разъединителями при включенном выключателе, что крайне опасно.

В аналогичных случаях путем простейших расчетов надо проверять значения токов, ответвляю шихся в ложные цепи, оценивать последствия и, если необходимо, то предотвращать их, например путем введения в схему диода VI (рис. ]0.5,в)

Пример 10.7

На рис. 10.6 гаображены: переключатель S1, щетка которого, перемещаясь, может поочередно включать реле К1-К20; их контакты входят в цепи сигнальных ламп Н1-Н20; контакт Выбор, который замыкается в соответствии с заданием и включает соответствующие реле; контакт

Рис. 10.6. Потеря сигналов из-за введения в цепь самоблокировки нескольких сигнальных реле общего резистора. К примеру 10.7

Сброс, размьжающий на мгновение цепи самоблокировки реле перед началом приема новой серии сигналов.

Для экономии электроэнергии в цепи самоблокировки реле введены резисторы R1 R20. Схема работает правильно. Затем с целью экономии заменили 20 инцши-дуа11ьньгх резисторов R1-R20 одним общим резистором R30 (см. рисунок сверху). В результате произошло следующее (рассматривается случай приема всех 20 сигналов): включилась лампа HI, затем Н2, за ней НЗ - это правильно. Затем лампы "вдруг" погасли. Далее включились следующие три лампы и тоже погасли и т. д. В конце цикла остались включенными только две лампы - Н19 и Н20.

Причина этого недопустимого явления состоит в том, что при включении каждого следующего реле ток в общем резисторе



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 [110] 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0113