Главная Работа в электроустановках




Рис. 10.7. Искусственное перераспределение го-ков, протекающих через параллелшо работающие предохранители. К примеру 10.8

R30 увеличивается. Следовательно, увеличивается падение напряжения в его сопротивления, а напряжение в цепи самоблокировки С/сб уменьшается, так как оно равно разности между напряжением питания и и падением напряженрш на резисторе. При включении четырех реле (в нашем примере) Ссб настолько снижается, что сработавшие ранее реле возвращаются (отпускают): соответствутощие им лампы гаснут. Затем все повторяется в той же последовательности.

Что же нужно сделать? Нужно подсчитать, для скольких реле можно применять общий резистор, либо, и это правильнее, применить реле с двухобмоточными катушками: "сильной" для включения реле

и "слабой" - с большим сопротивлением -для самоблокировки.

В примерах 10.6 и 10.7 перераспределение токов вредно. След)аощий пример показывает, как преднамеренное перераспределение токов с помощью резисторов необходимо для предотвращения поврежде-нрш контактов и перегорания предохранителей.

Пример 10.8

На рис. 10.7,а показан фрагмент схемы управления двигателем Ml привода разъединителя.

Двигатель может управляться со щита или с диспетчерского пункта. При управлении со щита промежуточный контактор КМ1 включают кнопочным выключателем



SB1 (стрелка Г). Затем КМ1 самоблокируется (стрелка П) и включает двигатель (стрелка Ш). Когда процесс включения завершается, конечный выключатель SQJ автоматически отключает контактор.

Обратите внимание: двигатель получает питание только через предохранитель F2 с плавкой вставкой на 15 А, это правильно.

При управлении с диспетчерского пункта контактор КМ1 включается при срабатывании реле KI (стрелка /F) через предохранитель F1 с плавкой вставкой на 1 А - зто верно. Но двигатель получает питание по двум цепям. Одна из них правильна (стрелка ПГ), а другая -ложна (стрелка V). По ложной цепи двигатель питается через предохранитель F1; последний перегорает от пускового тока, который для него слишком велик.

Чтобы исправить схему, нужно ввести в нее резистор Rl (рис. 10.7,6). Его сопротивление в несколько ом не помешает уверенному срабатыванию контактора , но направит ток в электродвигатель в основном через предохранитель F2 со вставкой на 15 А, разгрузив таким образом предохранитель F1.

10.4. Несогласованность времен действия

В эксплуатационной практике приходится сталкиваться с неполадками, проис-ходяшими; а) в пределах отдельных схем из-за того, что какой либо аппарат не успевает срабатывать или срабатывает больше раз, чем требуется; б) с неполадками, причинами которых являются несогласованность времени действия устройств в целом, например устройств автоматики и телемеханики, устройств автоматики с электрической защитой и т. п. Несколько примеров рассмотрены в предыдущих главах. Дополним их и систематизируем.

Несогласованность времен действия в пределах схемы, приводящая к отказам, иллюстрирует пример 10.9.

Пример 10.9

Одной из причин повреждения обмотки электродвигателя, защищенного предохранителями, является неполнофазный режим, который образуется при перегорании одного предохранителя. При этом возникает перегрузка: электродвигатель отключает тепловая защита. Есть, однако, и другие способы защиты. Один из них иллюстрирует рис. 10.8,а, где F1 - предохранители, KMI - магнитный пускатель. Ml - электродвигатель, К1 - реле, включенное между "землей" и нейтральной точкой Л обмоток электродвигателя, SB1 и SB2 - кнопочные выключатели "Стоп" и "Пуск" соответственно.

При исправных предохранителях потенциал нейтральной точки практически равен потенциалу "земли". Следовательно, через катушку реле К! ток не проходит, а его контакт в цепи катушки магнитного пускателя КМ1 замкнут это правильно. Если же в одной из фаз предохранитель перегорит, то потенциал точки N станет равным половине линейного напряжения, так как обмотки двух исправных фаз электродвигателя образуют делитель напряжения. Это отчетливо видно на схеме и векторной диаграмме (рис. 10.8,в). В результате реле К] сработает, его контакт разомкнет цепь катушки КМ1, двигатель отключится и больше включиться не сможет, так как контакт самоблокировки КМ1 разомкнётся и останется разомкнутым. Именно так должна действовать схема по идее ее составителя.

Но бывает, что двигатель не удается включить, так как в процессе пуска л о ж-н о срабатывает реле К1 (ложно потому.



\КМ7\КМ1 КМ1

1 1

о-о-о

„ Земля "


, Земля "

Нормальный I режим


Неполнофазный режим

Рис. 10.8. Ложное отключение электродвигателя из-за несогласованности времени срабатьшания реле неполнофазного режима с разбросом во времени замыкания контактов цепи статора. К примеру 10.9

что предохранители исправны). Причина его срабатывания состоит в неодновременности замыкания контактов КМ1 в цепи статора, из-за чего на какое-то мгновение одна фаза включается позже других: в это время и успевает сработать К1. Схему можно исправить одним из трех способов: очень тщательно отрегулировать контакты КМ1, но это нереально; замедлить срабатывание реле К1 - сложно; просто перенести контакт К1 в цепь самоблокировки, как показано на рис. 10.8,6. В этом случае, если реле К1 в процессе пуска даже "дернется", оно не сорвет пуск, так как в это время контакт SB2 будет еще замкнут.

Несогласованность времен действия между схемами и устройствами в целом, вызывающую лишние переключения, иллюстри-рутот примеры 10.10 и 10.11.

Пример 10.10

На рис. 10.9,а дан пример сложной системы резервирования питания потребителей. Трансформаторы Т1 и Т2 через контакторы К1 и К2 питают нагрузки /i и /2, присоединенные к основным шинам / и . Часть более ответственных потребителей /3 питается с шин III от одного трансформатора, например от Т1. Если он отключается, то нагрузка переводатся на другой трансформатор, в данном случае на Т2. Самые ответственные потребители нормально питаются с шин IV переменным током, а при его исчезновении переключаются на акку-муляторнуто батарею GB.

Если времена действия схем управления контакторами К1-К6 не согласованы, то могут иметь место несвоевременные переключения (например, недопустимое параллельное соединение обоих трансформаторов - они питаются от различных источников) или же лишние переключения (отклю-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 [111] 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0837