Главная Работа в электроустановках



Послесловие

Итак, книга прочитана. Настало время подвести итоги.

1. Все схемы и примеры в ней взяты из практики, ни один из них не придуман. На первый взгляд эти схемы кажутся простыми. Но как читатели убедились, для их прочтения кроме знаний условных обозначений необходимы определешый минимум знаний из электротехники и умение логически рассуждать.

2. Чтение и анализ схем - один и тот же процесс. Значит, в результате чтения нужно не только отдать себе отчет в том, что на схеме изображено - это сравнительно просто, но и оценить реальность принятых решений, устойчивость режима, правильность учета СВ0ЙСГ5 материальной базы, на которой создана схема, условий, в которых электроустановка будет работать.

3. Схема, составленная с нарушением установленных стандартом правил применения условных графических и буквенно-цифровых обозначений, без необходимых надписей, диаграмм переключений не может быть правильно прочитана точно так же, как не может быть прочитан безграмотный текст.

4. Значительно легче читать схему, если она выполнена толково, т. е. если в ней рационально расположены цепи, схема снабжена четкими пояснениями, приведены вы-копировка из схемы технологического потока (электроснабжения), диаграмма взаимодействия и т. п. Одним словом, к схемам предъявляются те же требования.

что и к текстовым материалам. Действительно, легко читать текст, если он изложен последовательно, выдержана четкая рубрикация, вьщелены абзацы, соблюдена строгая система шрифтовых выделений и т. п.

5. Форма изложения в виде упражнений, вопросов и ответов имеет целью помочь читателям, которые оказываются "один на один" с электроустановками, самостоятельно в них разбираться. Подробные ответы необходимы, так как читатели могут ошибаться, а ошибки в таком сложном деле, как электротехника, опасны.

6. Электронные устройства рассматриваются в книге только как элементы схем; их условные обозначения объяснены в § 2.12. Что же касается особенностей и принципов действия электронных схем - это вопросы специальные. Насколько они сложны, можно судить по такому примеру: книга "Искусство схемотехники" рассчитанная на читателей с высшим образованием, по объему примерно в два с половиной раза больше этой книги.

И вместе с тем читателям полезно прочитать книгу Антанаса И. Шишкова "Первые шаги в радиоэлектронике", изданную на русском язьпсе в НРБ.

7. Чтение книги потребовало большого труда. Автор благодарит читателей за этот труд и надеется, что он бьш затрачен не зря.

п. Хоровиц и У. Хилл. Искусство схемотехники. Пер. с англ. - М.: Мир, 1983.



Приложение 1

Проверка по прршципиальной схеме правильности монтажа

Цель работы - убедиться в том, что соединения выполнены точно так, как указано на схеме. Для иллюстрации техники проверки обратимся к рис. П1.1. На нем показаны характерные цепи, жирными точками обозначены перенумерованные выводы. Система нумерации выводов и обозначений (маркировки) участков цепей рассмотрена в § 4.4 и 4.5.

Общие положения. 1. Проверку производят при снятом рабочем напряжении.

2. Прибор - "пробник" - должен иметь настолько низкое напряжение, чтобы от него не мог сработать ни один элемент схемы. В простейшем случае пробником может быть карманный фонарик с гибкими проводами, снабженными короткими металлическими наконечниками.

П редупреждение: контрольной лампой для проверки схем пользоваться категорически запрещено.

3. Если в процессе проверки лампочка не горит, то необходимо убедиться в ее исправности. Для этого достаточно закоротить наконечники проводов: исправная лампочка должна загореться.

4. Если нужно какой-нибудь контакт временно разомкнуть, то его пластины разъединяют изолирующей прокладкой из неворсистого материала, т. е. не из бумаги и не из материи. Прокладки нужно пересчитать, а еще лучше перенумеровать, чтобы после окончания работы убедиться, что все они извлечены.

5. После того как соединения проверены, нужно при разомкнутом вьжлючателе S1 (в нашем, примере) проверить, что на его вход подана правильная полярность в установках постоянного тока или же те фазы и нейтраль в

установках переменного тока, которые указаны на схеме. Заметим, кстати, что в схеме на постоянном токе на катушки должен быть подан минус (а не плюс); в схеме на переменном токе - нейтраль (а не фаза), если схема предназначена для питания фазным, а не линейным напряжением.

6. В нашем примере сначала проверяют, что плюс подведен ко всем выводам, идя по с X е м е, а не по фактическому расположению элементов. Затем в той же последовательности проверяют присоединение минуса.

7. Убедившись в том, что питание подведено правильно, т. е. туда и только туда и ничего не пропущено, переходят к проверке индивидуальных цепей. Проверку начинают с самой левой по схеме цепи при их вертикальном расположении, как в нашем примере, или с самой верхней при горизонтальном расположении цепей. Закончив проверку первой цепи, переходят к проверке второй и т. д., ничего не пропуская.

Рассмотрим характерные примеры.

Пример п1.1

Проверка питания. При разомкнутом выключателе S1: 1) одним наконечником пробника касаются вывода S1-2, а другим - вывода предохранителя F1-1 (см. рис. П\Л,б, слева). Если пробник срабатывает (лампочка карманного фонарика горит), значит, соединение выполнено верно; 2) вынимают предохранитель F1 и, присоединив пробник к выводам F1-1 и F1-2, убеждаются, что лампочка не горит (рис. П1.1, в центре) ; 3) вставляют предохранитель; лампочка должна гореть (рис. П1.1, справа); 4) присоединив один наконечник к выводу F1-2, касаются



другим наконечником вывода K1-1J - лампочка должна гореть; 5) касаются вывода КЗ-14 -лампочка должна гореть; 6) поступая аналогичным образом столько раз, сколько присоединений к плюсу показано на схеме, убеждаются в том, что он присоединен к выводам К2-11, КЗ-13, К1-21, КЗ-П, К2-14. К2-21, К4-13 и К5-15. Аналогично проверяют присоединение минуса.

®

Пример П1.2

Проверка цепи 3, содержащей один замыкающий контакт: а) присоединяют пробник между выводами К1-13 и К1-14 - лампочка не горит, значит, контакт разомкнут; б) нажимают на якорь реле К1 - лампочка загорается; в) отпускают якорь - лампочка гаснет; г) присоединяют пробник между выводами К1~14 и К4-А - лампочка горит.

Пример П1.3

Проверка цепи 4, содержащей один размыкающий контакт; а) присоединяют пробник между вьтодами КЗ-14 и КЗ-15 •- лампочка пробника горит; j3) нажимают на якорь реле КЗ - гаснет; 7) отпускают якорь - горит; Д) присоединяют пробник между выводами КЗ-15 и HL1-4 - лампочка горит.

Пример П1.4

Пример П1.5

Проверка цепей 7 к 8, содержащих парачлель-но соединенные размыкающие контакты. Размыкают с помощью прокладки контакт KI-21-K1-22 в цепи 7 и проверяют цепь 8 аналогично проверке цепи 4 (см. пример П1.3). Затем изолируют контакт КЗ-11-КЗ-12 в цепи 8 и проверяют цепь 7.

Пример П1.6

Проверка цепи 9, содержащей последовательно соединенные замыкающие контакты. Проверяют участки: а) плюс - К2-15; б) К2-15-К711; в) K7-II-K7-12; г) К712-К9-А; д) нажимают на якорь реле К2 - лампочка пробника не горит; е) нажимают на якорь реле К7 - лампочка горит; ж) отпускают якорь реле К2 - гаснет; з) снова нажимают на якорь реле К2 - горит; отпускают якорь К7 - гаснет.

Пример П 1.7

Проверка цепи 10, содержащей последовательно соединенные размыкающие контакты. Проверяют участки: а) плюс - К2-22 (аналогично проверке цепи 4 - см. пример П1.3) ; 6) К2-22-К9-21; в) К9-21-К9-22; г) K9-22-HL3-4; д) присоединяют пробник к выводам К2-21 и HL3-4 - лампочка пробника горит; е) нажимают на якорь реле К2 - лампочка гаснет; ж) отпускают якорь реле К2 - лампочка горит; з) нажимают на якорь К9 - гаснет.

Проверка цепей 5 и б, содержащих параллельно соединенные замыкающие контакты. Сначала изолируют один контакт, левый по с х е-м е, в нашем случае К2-11-К2-12, и проверяют цепь б точно так же, как проверяли цепь 3 (см. пример П1.2). Затем изолируют контакт КЗ-13-КЗ-14 ц проверяют цепь 5. Вынимают изолирующие прокладки.

Пример П1.8

Проверка сравнитепьно сложных цепей 11 и 12 производится по частям. Замыкают контакт К1-33-К1-34, затем поочередно проверяют цепи:



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 [116] 117 118 119 120 121


0.0158