![]() | |
Главная Работа в электроустановках I ФВ-А1.1 © 6-1 гтп 6-S ч. ч; i I I I t-f- Фб-SBZ je-Ai.z 6-А1.3
\Ф7-Ш1 mS №6 NS7 tx=->-==> N55 NS6 Фб-SBZ ч
8 -о- 6-9 А 6-КМ1 В <Ч0 \¥=7-КМ1 КТГ-3 N°7 ![]() 10 г-О- \ФБ-КМ1 >< Рис. 4.10. Два варианта выполнения надписей на одной и той же схеме. К упражнениям 4.14 и 4.15. Схема программного реле времени КТ1 и диаграмма переключений его контактов показаны ниже на рис. 5.8 В режиме автоматического управления для пуска конвейерной линии служит npoi-раммное реле времени КТ1; в данной схеме - схеме управления конвейером № 6 - использован его третий контакт {КТ1:3), параллельно которому присоединен контакт датчика скорости Фб-BVl. Этот контакт замыкается после того, как скорость конвейера после включения достигает заданной, и размыкается при недопустимом снижении скорости. В цепь пуска при авГоматичс- 4.5 Система обозначений (маркировки) цепей в электрических cximjx Таблица 4.7. Позиционные обозначения к упражнению 4.15
ском управлении введен контакт Ф7 - KMI конвейера № 7, на который транспортируемый материал (песок, щебень, руда, уголь) поступает с конвейера № 6. Предупредим читателей о том, что на схеме рис. 4.10, имеющей ограниченную цель иллюстрировать способы выполнения надписей, некоторые детали опущены. Руководствуясь рис. 4.10,а и б, ответить на вопросы. 1. Почему на рис. 4.10,а позиционные обозначения QF1. FU1, КМ1 проще, чем на рис. 4.10,6? 2. Что обозначают зеленые надписи 6-1, 6-5 ... 6-131 3. Как можно остановить конвейер, не прикасаясь к кнопочному выключателю SBI ("Стоп") ? 4. Обладает ли данная схема нулевой защитой при ремонтном управлении? при автоматическом? 5. Зачем в цепь автоматического управления введен контакт ф 7-КМ 11 6. Что обозначают красные цифры около точек? Как видно из рис. 4.10,6, некоторые красные цифры (/, 2, 4, 9, 10) повторяются. Не ошибка ли это? Зеленые надписи не повторяются. По- Ответы 1. На рис. 4.10,а красными контурами вьщелены части готового устройства Ф 6 - А1.1, Ф6-А1.2, Ф6-А1.3. Здесь :6 - обозначение функцЖ)нальной группы, в нашем примере -группы элементов для управления конвейром № 6. Следовательно, повторять ее в позиционных обозначениях незачем. На рис. 4.10,6части устройства не вьщелены. Поэтому обозначения функциональной группы предшествуют каждому позиционному обозначению. 2. Зеленые надписи - это обозначения (марки) участков цепи. 3. Нужно перевести переключатель фб-SAl в позицию 0. На шгриховой линии, соответствующей этой позиции, нет точек, а это значит, что все цепи разомкнуты. 4. Обладает, так как при исчезновении или кратковременном значительном снижении напряжения якорь Ф 6-КМ1 отпадает, в результате чего его контакт в цепи ремонтного управления размыкается; он будет разомкнут до следующего включения контактора с помощью выключателя Ф 6 - SB2. В цепи автоматического управления импульсный контакт КТ1:3 при работающем конвейере уже разомкнут, а контакт датчика скорости Ф б SBI после возврата Ф б - КМ1 в исходное положение тоже разомкнётся, так как конвейер остановится. 5. Контакт Ф 7-KMI осуществляет блокировку, благодаря которой конвейер № 6 не может быть пущен, если еще не работает следующий в технологической цепи конвейер, в нашем примере конвейер № 7. Кроме того, конвейер № 6 немедленно останавливается при остановке конвейера № 7. 6. Красные цифры вблизи точек и кружков, изображающих выводы, - это их обозначения (номера). Повторение номеров вьгаодов не ошибка. Зеленые надписи, обозначающие разно-потенциальные участки цепи, не могут повторяться. Упражнение 4.15 Руководствуясь рис. 4Л0,о и полагая, что схемы конвейеров № 5 и 7 аналогичны схеме конвейера № 6, составить табличку с перечислением позиционных обозначейий, обозначений участков цепи, номеров выводов. 2. Указать, у каких контактов в этой табличке не могут быть проставлены номера выводов, и объяснить почему. 3. Доказать, что обозначения 5-12 и 5-9 в схеме конвейера № 6 и аналогично 6-12 и 6-9 в схеме конвейера № 7 не являются ошибочными. Ответы 1. Правильный ответ дан в табл. 4.7. 2. Номера контактов КТ1 и номера их вьгаодов в табл. 4.7 нельзя проставить, так как на рис. 4.10 не приведена схема прох-раммного реле времени КТ1. 3. Обозначения правильны. Дело в том, что конвейер № 5 сблокирован с конвейером № 6. Следовательно, контакт фб-KMI входит в схему конвейера№5. Аналогично контакт ф7-КМ1 входит в схему конвейера № 6. Генеральная маркировка Термин генеральная маркировка не является стандартным, но он широко применяется в ряде ведущих проектно-кон-структорских организаций. Поясним суть дела, рассмотрев следующий пример (рис. 4.11). В этом примере три вентилятора: N"9, 14 и 17 управляются по совершенно одинаковым схемам. Аппаратура: 1 магнитный пускатель КМ1; 2 - выключатель автоматический QF1; 3 - переклн! чатель выбора режима управления SA] смонтирована в одинаковых блоках упраь ления, которые установлены на общем каркасе. Блоки изготовлены на электротехническом заводе, и, естественно, зажимы тя присоединения внешних проводников обозначены совершенно одинаково - в нашем примере 5, 7, 1! и 13. Допустим далее, что от каждого блока отходят кабели N" 32, 95 и 77 соответственно. Эти кабели подходят к какому-либо устройству, например к пульту управления. На пульте зажимы сгруппированы, но не по механизмам (как в блоках управления), а по назначению. Например, раньше идут три вывода 5, затем три вьгеода 13 и т.д. Или вообще зажимы пульта имеют номера, которые не совпадают с номерами зажимов в &1оках. Одним словом, какой-либо участок цепи на схеме имеет одно обозначение (одну марку), а в натуре - другую. Например, на блоке управления марка участка 5. на пульте 27, а на схеме 9-5, хотя этот участок о д н о п о-тенциален и, следовательно, не может иметь в схеме трех марок. Из этого затруднительного, но неизбежного положения выходят следующим образом: одно из обозначений (одну марку) принимают за основное. Оно указывается на принципиальной схеме и назьгеается генеральным (главным) или, по сложившейся терминологии, генеральной маркировкой. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [57] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 0.0113 |