Главная Работа в электроустановках



Пример 7.29

Чтобы включить агрегат, необходимо выполнить следующее. 1. Измерить температуру в масляном баке. 2. Если температура слишком низка (из-за чего масло недопустимо вязкое), надо включить подогреватель. 3. Когда температура достигнет заданного значения - подогреватель следует отключить. 4. Если температура слишком высока (т. е. не может обеспечить достаточное охлаждение), необходимо включить охладитель. 5. Когда температура достигнет заданного значения, охладитель следует отключить. 6. Включить масляный насос. 7. Когда давление масла в охлаждающей системе достигнет заданного, нужно включить двигатель привода.

Здесь рассмотрен случай пуска несложного агрегата. Его можно вьшолнить следующими четырьмя способами.

Первый способ пригоден только при ремонтных работах, для опробования механизмов. Это так назьшаемое ремонтное управление. Однако и здесь есть ограничения: нельзя, например, включать двигатель, если не обеспечена смазка.

Второй способ предусматривает автоматический контроль за температурой и давлением смазки, но все переключения выполняются персоналом, который руководствуется показателями термометра и манометра. Этот способ неполноценен: успех дела зависит от внимательности, квалификации и дисциплинированности персонала.

Третий способ. Вводится блокировка, благодаря которой;а) при слишком холодном масле не удается включить охладитель; б) при слишком горячем - невозможно включить подогреватель; в) при отклонении температуры масла от заданной попытка включить насос закончится неудачей; г) если давление масла

недостаточно, не удается включить двигатель. Одним словом, обеспечивается технологически правильная последовательность действий. Переключения производит персонал, но свободу его действий (которые могли бы оказаться опасными) ограничивают блокировки.

Четвертый способ освобождает персонал от всех промежуточных действий - они вьшолняются автоматически. На его долю остается только подать импульс на включение первого элемента. Сигнал о включении агрегата (так как именно оно имеет оперативный смысл) поступает от последнего элемента, например от реле, контролирующего окончание разгона. Именно так поступают при автотелеуправлении .

Кодирование чрезвычайно широко распространено в электротехнике. Кодируются, например, телеграфные передачи: путем сочетаний пяти импульсов двух продол-жительностей (короткий импульс - точка и ДЛИ1ШЫЙ - тире) передаются все буквы, цифры и несколько специальных знаков. Кодируются номера телефонов на АТС, что дает возможность по двум проводам с помощью семи цифр вызвать любого из 10 млн. абонетов. В основу телемеханики положено кодирование и т. п.

Оставим в стороне эти специальные вопросы, а обратимся к простому примеру, чтобы пояснить существо дела, вьшолнив для этого упражнение 7.10.

Упражнение 7.10

На рис. 7.21 сверху показана панель с пятью кнопками 1-5 к. сигнальной лампой. Под ней изображена схема, состоящая из трех реле К1-КЗ, электромагнита YAI, освобождающего защелку замка у входной двери, конечного выключателя SQI, который размыкается, когда дверь открывают, и сигнальной лампы ИЫ. Снизу поме-



7А Получаше задашюй последователнюстя действий

5 <

I 0 © © © © 0

E i- A

Ac })b bd he


\io


щена диаграмма взаимодействия, соответствующая коду 253. Зелеными линиями показаны перемычки X -Ь, у -е, Z - с, которые надо установить, чтобы замок можно бьшо открыть при нажатии кнопок 2,5иЗ.

Рис. 7.21. Пример, иллюстрирующий один из приемов простейшего кодирования: чтобы открыть дверь, надо предварительно нажать кнопки, соответствующие коду. К упражнению 7.10



Требуется. 1. Прочитать схему и составить диаграмму взаимодействия. 2. Доказать, что при любой другой последовательности нажатия кнопок (235, 523, 352, 523, 325) замок не откроется. 3. Составить таблицу соединений зажимов X, у, Z с зажимами а-е, чтобы получить коды 451. 325. 123, 241.

®

Ответы

1. В исходном положении дверь заперта. Следовательно, замкнут контакт S6 7, остальные контакты разомкнуты. Нажимают кнопку 2 (точка 1): срабатьшает и само блокируется реле KI (точка 2) и подготавливает цепь катушки реле К2. Нажимают кнопку 5 (точка 3) : срабатьшает и самоблокируется реле К2 (точка 4) и подготавливает цепь катушки реле КЗ. Нажимают кнопку 3 (точка 5): срабатьшает и самоблокируется реле КЗ (точка 6). Реле КЗ включает электромагнит YA1 (точка 7) и лампу НЫ (точка 8): дверь открьшается, конечный выключатель SQ1 размыкается, реле К1-КЗ возвращаются в исходное положение (точки 10-12). Электромагнит отпускает (точка 13). Дверь закрьшают: конечный выключатель SQ1 замыкается. Схема приходит в исходное положение (точка 14).

2. Из схемы видно, что электромагмт включается контактом реле КЗ. Но оно может сработать только тогда, когда включено реле К2, а реле К2 может сработать только после срабатьшания реле К1. Следовательно, раньше нужно нажать кнопку 2 - сработает К1 и подготовит цепь реле К2; затем кнопку 5 - сработает К2 и подготовит цепь реле КЗ. Нажимать кнопки в другом порядке бессмысленно.

3. Код45/. Соединены: rf-x, е~ у, a-z. Код Соединены: с-х, Ъ-у, e~z. Код 72J. Соединены: с-JC, Ъ-у, c~z.

" Код 247. Соединены: fc-x, £/->, с

7.5. Защита от перегрева

В § 6.3 обращено внимание читателей на чрезвычайную опасность для электроустановок перегрева. А перегрев может возникнуть по многим причинам:

а) неправильный выбор электрооборудования без учета реальных условий его эксплуатации;

б) неудачное размещение электрооборудования, при котором не обеспечивается его нормальное охлаждение;

в) перегрузка сетей освещения из-за того, что потребители бесконтрольно могут включать более мощные лампы и бытовые электроприборы, чем предусмотрено проектом;

г) перегрузка сетей, питающих электродвигатели, и перегрев их обмоток при не-полнофазных режимах, например при перегорании предохранителя в одной из фаз;

д) двигатель будет перегружен, если приводимый им механизм плохо механически отрегулирован, перекошен, нарушена его смазка;

е) перегрузки могут возникнуть в аварийных режимах, когда, например, отключается один из параллельно работавших трансформаторов и т. п.

В отличие от защиты от токов КЗ, необходимой всегда, защита от перегрузки (т. е. в конечном итоге от перегрева) требуется только в случаях, определенных ПУЭ. Не вдаваясь в детали - это не тема книги - обратим внимание читателей на основные приемы, используемые для защиты. От перегрузки могут защищать:

1) реле, которые отключают перегруженную линию тем быстрее, чем перегрузка больше. Реле, предназначеннью для этой цели, имеют зависимую время-токовую характеристику. Это значит, что время срабатывания тем меньше, чем ток больше;

2) автоматические выключатели с тепловыми или комбинированными расцепи-телями. Тепловой элемент комбинированного расцепителя защищает от перегрузки, электромагнитный - от КЗ;

3) специальные тепловые реле, встроенные в магнитный пускатель, либо монтируемые отдельнс.

Не вдаваясь в детали, подчеркнем следующее:

а) автоматические включатели одних



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 [83] 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0286