Главная Работа в электроустановках



значения, видим, что условие не выполняется, 1080 значительно больше 644 кВА. Значит, часть электроприемников должна быть отключена.

6-й шаг. Определяем, какие электроприемники могут быть оставлены в работе, чтобы нагрузка трансформатора не превышала 644 кВ-А. Для этого складываем в разных сочетаниях нагрузки линий № 37, 38, 47 и 48 и, сравнивая результаты сложений с 644 кВА, выбираем наиболее к ней близкие. Подсчет обнаруживает одинаковые результаты (630 кВ-А) в двух вариантах: либо включены линии № 37 и 38, либо № 37 и 48.

7-й шаг. Выбираем из двух вариантов один. Для этого надо обратиться к поясняющей надписи (к подписи к рис. 8.3) и попытаться найти в ней ответ на поставленный вопрос. Ответ содержится в примечании 2, где сказано: линии N" 37 и 38 не отключать. Итак, включенными должны остаться автоматические выключатели QF3 и QF5; выключатели QF4 и QF6 будут отключены.

8-й шаг. Определяем, в каком положении должны быть аппараты, чтобы вывести в ремонт трансформатор Т2. Должны быть отключены Q4 и QF2 и, конечно, соответствующие разъединители, не показанные на схеме.

9-й шаг. Определяем, в како.м положении должны быть аппараты, чтобы вывести в ремонт линию № 1. Должны быть отключены Q1, выключатель на другом конце линии и, конечно, соответствующие разъединители.

10-й шаг. Выполняем заданную работу, т. е. определяем последовательность выполнения переключений:

а) исходное положение: включены Q1 - Q4, QF1 - QF6, отключены Q5 и QS1;

б) в результате переключений будут включены: Q2, Q5, Q3, QF1, QS1. QF3.QF5;

в) последовательность переключений: 1) включаем QS1; 2) включаем Q5 (убе-

дившись предварительно в соблюдении условий, допускающих параллельную работу линий N" 1 и 2; 3) отключаем QF4 4) отключаем QF6; 5) отключаем Q4 6) отключаем QF2; 7) отключаем Q1 8) отключаем разъединители и т. д.

Пример 8.5

Чтение принципиальной схемы рис. 8.4 имеет целью найти и устранить повреждение, из-за которого не включается выключатель Q3.

1-й шаг. Определяем, что изображено на схеме, не прибегая к перечню элементов. Это легко сделать, так как схема выполнена в стандартных условных обозначениях. Начинать надо со схемы главной цепи (рис. 8.4,д). На ней видны выключатель Q3, трансформаторы тока ТА1 и ТА2 в фазах j4 и с, к вторичным обмоткам которых присоединены токовые реле KAI и КА2 соответственно. Следовательно, Q3 в цепях / и 2 - зто вспомогательные контакты привода выключателя, а КА1 и КА2 в цепях 4

и 5 - контакты токовых реле (рис. 8.4,6).

Далее рассуждаем так. Выключатель имеет привод с ,двумя электромагнитами: включающим и отключающим. Значит, на схеме следует искать обозначения электромагнитов (в позиционном обозначении обязательна буква Y). Но таких обозначений на рис. 8.4 пять: Y3, YA1 - YA4, а из них нужно выбрать два, относящиеся к приводу выключателя Q3 (так как именно этот выключатель не включается), и определить, какой из них является включающим, а какой отключающим. Этот вопрос помогают решить следующие безусловные факты: отключающий электромагнит потребляет небольшой ток и поэтому непосредственно включается в цепи управления (рис. 8.4,6). Включающий электромагнит питается от мощной магистрали (рис. 8.4,в) через кон-



-\- ШУ SF1

КТ1 \КА1 \КА2


\км1 \кмг \кмз \

УАЧ-

КМЗ УАЗ

О О О а ф

\ КМЗ

KM1 \КМ2 \кмз \кмч

/«3

FU3 F1 S1

Рис. 8.4. Схема управления выключателем. К примеру 8.5

такты промежуточного контактора. Обмотка контактора питается от цепей управления. И действительно, на схеме в цепи 1 показана катушка контактора КМЗ, а в цепи 2 электромагнит Y3. Видимо, они именно те элементы, которые мы ищем.

Но как это проверить?

Вспомним, что электромагниты привода

рассчитаны на кратковременный режим. Значит, чтобы они не сгорели, в цепь отключающего электромагнита должен быть введен замыкающий, а в цепь катушки промежуточного контактора - размыкающий контакты привода выключателя. Так и сделано в цепях / и 2.

Еще одно соображение подтверждает, что Y3 - это действительно отключающий электромагнит. К нему присоединен контакт реле времени КТ1, замыкающийся с вы-



держкой времени. Чтобы определить, что это за контакт, ищем катущку реле КТ1 и видим, что она включается контактами реле тока КА1 и КА2. Значит, реле КТ1 есть не что иное, как реле времени токовой защиты.

Наконец, цепь КМЗ замыкается переключателем БАЗ, когда его рукоятку поворачивают в положение Вкл., а цепь Y3 замыкается этим же переключателем, но в положении Откл. Рукоятка переключателя имеет самовозврат в нейтральное положение О, что также подтверждает правильность сделанных предположений.

Итак, отключающий электромагнит Y3 найден. Чтобы найти включающий электромагнит, нужно искать цепь, в которую входят контакты КМЗ, а она получает питание от мощной магистрали (рис. 8.4,в).

2-й шаг. Выделяем иэ схемы цепи, в которых может быть неисправность, являющаяся причиной отказа при включении выключателя. Эти цепи изображены отдельно на рис. 8.4,г.

Нарушение в соединениях маловероятно. Повреждаются обычно либо контакты аппаратов, либо нарушается питание (отключился автоматический выключатель, перегорели предохранители и т. п.).

Всегда нужно начинать с проверки наличия питания. Для этого можно воспользоваться либо вольтметром (или указателем напряжения), либо удостовериться в наличии (отсутствии) питания по положению другого аппарата, который должен быть включен.

На схеме рис. 8.4,г видны две цепи, участвующие во включении выключателя. В одну из них входят: шинка + ШУ, автоматический выключатель SF1, контакт ключа управления SA3, вспомогательный контакт Q3 привода выключателя, катушка контактора КМЗ, другой полюс автоматического выключателя SF1, шинка управления - ту Во вторую цепь входят: рубильник S], общие предохранители FJ и инди-

видуальные предохранители FU3 привода, включающий электромагнит УАЗ, контакты контактора КМЗ.

В этих цепях и следует искать повреждение. Если питание для обеих цепей есть, то поочередно проверяют контакты аппаратов.

Что нужно знать кроме условных обозначений, чтобы читать схемы

Представим себе человека, который выучил алфавит, знает, что слова образуются из сочетаний букв, что слова друг от друга отделяются промежутками и даже усвоил знаки препинания. Достаточно ли этого, чтобы читать? Любой, кому будет задан такой вопрос, ответит: если человек знает язык, на котором написано, то он будет читать (по складам, или бегло, это другое дело). Если же языка не знает, то какое же это чтение? Когда же дело доходит до чтения схемы электроустановки, то нередко приходится слышать: расишфруйте условные обозначения - и схема будет прочитана. Насколько глубокое заблуждение таится в этой самоуверенности, легко убедиться на приведенных выше примерах.

Действительно, для,решения этих примеров кроме знания условных обозначений нужна еще самая малость. Так, пример 8.1 не может быть решен, если решающий не знает, какими сопротивлениями замещаются при расчетах тока КЗ трансформатор, генератор, реактор и ВЛ. Пример 8.2 нельзя решить, если решающий не знает расчетных формул, т. е. не представляет себе, значения каких именно величин нужно выбрать из схемы замещения. Для решения примера 8.3 нужно знать, что такое фоторезистор, усилитель, реле, контактор. Решение примера 8.4 требует основных сведений по подстанциям, умения подсчитывать нагрузки, знания правил переключений. Чтобы решить пример 8.5,



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [86] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0108