Главная Работа в электроустановках



надо знать устройство и условия работы привода выключателя и максимальной токовой защиты.

Одним словом, знание условных обозначений и правил их применения так же необходимо, но недостаточно для чтения схем, как знание алфавита необходимо, но недостаточно для чтения текста.

Вывод 1

Чтобы читать схему, нужно располагать достаточными для каждого конкретного случая знаниями из электротехники.

Представим себе далее человека, который знает язык, но читает не слева направо и сверху вниз и не строка за строкой, а как попало, выхватьшая отдельные слова, читает с пропусками. Получится ли что-нибудь путное из такого "чтения"? Также ничего не получится из чтения схемы, если не придерживаться определенного порядка. Читатели, желающие убедиться в справедливости этого утверждения, могут попробовать решить пример 8.3, начиная, скажем, не с 8-го, а со 2-го элемента, или, например, изменить порядок при решении примера 8.4.

Вывод 2

Нужно знать порядок, в котором надлежит читать схемы. Этот вопрос подробно рассмотрен в § 8.5.

Решая арифметическую задачу, можно проверить правильность сложения вычитанием, умножения - делением, извлечения корня - возведением в степень и т. п. Точно так же есть ряд приемов, по которым можно проверить, правильно ли прочитана схема. Мы уже встречались с такими приемами в примере 8.4, где сопоставлялось следующее. Во-первых, мы

знали, что у привода выключателя должен быть отключающий электромагнит, искали его и нашли. Во-вторых, знали, что в цепи электромагнита должен быть замыкающий вспомогательный контакт привода, искали его и нашли. В-третьих, убедились в том, что к отключающему электромагниту присоединены и контакт реле времени токовой защиты, и тот контакт ключа управления, который замыкается, когда его рукоятку поворачивают в положение Откл.

Вывод 3

В процессе чтения схемы надо проверять правильность сделанных предположений, пользуясь приемами, либо подтверждающими, либо опровергающими предположения. Значит, нужно знать приемы проверки и уметь ими пользоваться.

Нередко выводы, сделанные в результате чтения схемы, не совпадают с фактами, полученными в процессе испытания. И схема прочитана вроде правильно, но и фактам нельзя не верить. В этих случаях схема, по-видимому "слишком схематична", т. е. в ней не отражены существенные для данного случая подробности.

Пример 8.6

На рис. 8.5,а показан разъединитель QS1, привод которого имеет двигатель. Кинематическая схема привода изображена на рис. 8.5,6.

В обычных условиях применяется схема управления (рис. 8.5,в), действующая следующим образом. Для включения (отключения) нажимают кнопочный выключатель SB1. Промежуточный контактор KMJ срабатывает (цепь 1-4), самоблокируется (цепь 5-4) и включает двигатель М] (цепь 7-6 на



. ± М1


+ У 1 5 7



\kz SB1

цепь

V. VB1 -4 ГЛ

/<7

I Сыро!

рис. 8.5 ,e). Когда привод повернет диск 4 (рис. 8.5,6) на 180° (цикл закончен), рьпаг 8 надавит на шпильку 5 и она с помощью звездочки 3 разомкнет контакт конечного выключателя SQ1 и отключит контактор КМ1 (рис. 8.5,6): двигатель остановится.

Но рассматриваемый разъединитель и контактор КМ1 находятся в очень с ы-р о м помещении, где весьма вероятно ухудшеше изоляции. А если изоляция будет повреждена в точках, указанных на рис. 8.5,в, то произойдет крайне опасное самопроизвольное включение привода. Поэтому в данных условиях обычная схема не годится и применена другая схема (рис.8.5,е).

Особенность этой схемы состоит в том, что в сырое помещение питание подается

Рис. 8.5. Схема управления разъединителем и двигательным приводом. К примерам 8.6 и 8.7: а - схема главной цепи; б кинематическая схема привода; в - обьиная схема управления; г - схема двигателя со смешанным возбуждением, у которого обмотки послеяовательного и параллельного возбуждения действуют согласованно; д - то же, но обмотки действуют навстречу; е - схема для сырого помещения: 1 - червячный вал; 2 - тяга; 3 - "звездочка" - фасонный рычаг, размыкающий контакт конечного выключателя SQ1, фиксирующий окончание работы привода; 4 - диск; 5 - шпилька, поворачивающая "звездочку"; 6 и 7 - зубчатые колеса; 8 - рычаг

только на время управления разъединителем, а в остальное время оно отключено благодаря тому, что реле К1 не включено и, следовательно, его контакты разомкнуты. Для включения привода кнопочным выключателем SBI вклю-



чают реле К1 (цепь 3-2), через контакты которого подается питание. После этого срабатывает контактор КМ1 (цепь 3-4) и включает двигатель (цепь 7-6). Контактор самоблокируется по цепи 5-4 и будет включен до размыкания конечного выключателя 5(27.

Кнопочный выключатель SB1 нажимают и тут же отпускают, но реле К1 продолжает получать питание по цепи 1-2 через контакт реле К2, катушка которого п о с л е д о-ва тельно включена в цепь двигателя. (Пусковой ток двигателя велик и потому катушка реле К2 состоит из немногих витков толстой проволоки.) Когда привод заканчивает работу и SQ1 отключает 7Ш7, двигатель отключается. Реле К2 лишается питания и отключает реле К1: питание в сырое помещение больше не подается.

Схема предельно проста и работает устойчиво на сотнях приводов, но на одном приводе почему-то отказывает. Отказ состоит в том, что в самом начале отключения разъединителя реле К2 отпускает, отключает реле 7<7 и лишает питания двигатель привода. Следовательно, разъединитель остается в опасном положении: нож едва касается губок. Проверено все. И схема правильно собрана, и аппаратура исправна. Как же разобраться?

Единственным сложным элементом этой схемы является двигатель. Но на схеме он показан менее подробно, чем все остальное. Действительно, у реле 7<7, К2 и контактора КМ1 есть по одной катушке и контакты. И все это ясно видно на схеме. А у двигателя есть и якорь и две обмотки возбуждения: последовательная и параллельная, не показанные на схеме рис. 8.5,е. Не они ли портят все дело? Сделав такое предположение, естественно изобразить схему двигателя подробнее, что и сделано на рис. 8.5,г и д, причем в двух важных вариантах: 1) обе обмотки включены согласно, 2) обмотки включены навстречу. Эти подробности

подчеркиваются расположением точек, указывающих на рис. 8.5,г и д начала обмоток.

Теперь нужно подумать о том, как в процессе отключения разъединителя нагружается двигатель. Вначале привод неподвижен - значит, ток велик. Затем нож разъединителя начинает двигаться, но он еще сильно зажат губками, поэтому ток велик. Когда же нож выходит из губок, механическая нагрузка двигателя резко снижается и ток уменьшается. Прикинем с помощью небольшого подсчета характер изменения тока в катушке реле К2 при упомянутых вьш1е изменениях тока двигателя. Нас интересует реле К2, так как именно оно неверно работает.

Пусть параллельная обмотка возбуждения имеет 2000 витков и при токе 0,4 А создает МДС 2000 (+0,4) = 800 А. При пуске через последовательную обмотку из 10 витков проходит ток 15 А, что при согласном включении дает 10(+ 15) = = -н150 А, а при встречном 10 х X (-15) = -150 А. В итоге поток возбуждения пропорционален: 800 + 150 = 950 А при согласном и 800-150 = 650 А при встречном включении.

Когда нож разъединителя выходит из губок, ток снижается до 3 А. При этом поток пропорционален: 800 + 10(+3) = = 830 А при согласном включении и 800 + 10(-3) = 770 А при встречном.

Сравнивая значения величин, имевшие место при пуске и выходе ножа разъединителя, видим, что при согласном включении поток уменьшился (950 > 830 А), а при встречном увеличился (650 < 770 А). В этом и все дело. Действительно, частота вращения не может измениться сразу, а поток при встречном включении стал больше. Поэтому машина на какое-то время перешла в режим генератора, из-за чего ГОК в катушке реле К2 изменил направление. Когда ток проходил через



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 [87] 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0125