Главная Работа в электроустановках



нуль, реле возвратилось (отпустило) и отключило К1. Характер изменения тока в катушке реле К2 показан на рис. 8.5,г и д.

Таким образом, причина отказа одного из приводов состояла в том, что концы одной из обмоток возбуадения бьши перепутаны и получился не тот двигатель, для которого бьша составлена схема-

Вывод 4

Нужно знать, что чтение и анализ схем неразрывно связаны. Чтобы проанализировать схему, нередко приходится прибегать к более подробным изображениям (например, показывать все обмотки, обозначать их начала и т. п.), строить диаграммы взаимодействия, подробно рассмотренные выше (см. § 5.2), выполнять прикидочные подсчеты и т. п. Подробно задачи анализа схем рассмотрены в § 8.3.

В схемах нередко встречаются элементы, назначение которых не совсем очевидно. И тогда их объявляют лишними.

реле Ю будет включаться кнопочным выключателем SB], но образуется ложная цепь 1-4, по которой контактор КМ1, однажды включившись, уже не сможет отключиться. Значит, двигатель привода будет непрерывно работать, а разъединитель будет включаться и отключаться дважды за каждый оборот диска 4. Следовательно, диод служит для предотвращения ложной цепи 1-4 и выбрасывать его из схемы нельзя.

Пример 8.7 показывает, к каким опасным последствиям может привести исключение из схемы элементов, которые из-за непонимания их назначения принимают за пишние. В данном случае "лишний" диод служит для предотвращения ложной цепи. Однако есть и другие случаи, когда непонятные на первый взгляд резисторы, конденсаторы и другие элементы необходимы для создания определенных временных параметров. С такими случаями мы уже сталкивались в § 7.2 и 7.6.

Вывод 5

®

Пример 8.7

На рис. 8.5,е показан циод VD1. При подробном рассмотрении действия схемы (см. пример 8.6) он ни разу не упоминался. Зачем же он?

Чтобы ответить на этот вопрос (и аналогичные вопросы о назначении того или иного элемета электроустановки), предположим сначала, что диода в схеме нет, но в этом случае кнопочным выключателем SB1 нельзя включить реле К1, а пока оно не включено, не б.удет питания на двигателе. Значит, просто выбросить диод из схемы нельзя.

Попробуем заменить вентиль перемычкой (красная волнистая линия). При этом

Нужно знать, что ни один элемент схемы нельзя считать лишним до тех пор, пока схема не подвергнута самому тщательному ана/шзу.

Что нужно знать на память и чего запоминать не следует

Из приведенных выше примеров ясно, что заучивать схемы - занятие бесполезное. И вместе с тем, чтобы читать схемы, нужно кое-что знать на память совершенно так же, как нужно помнить таблицу умножения и формулы сокращенного умножения:

1) нужно помнить наиболее распространенные условные обозначения обмоток,




Рис. 8.6. Не хватает энергии для срабатывания реле К1 (а). К примеру 8.8. В реле К2 проникает "лишняя" энергия (б). К примеру 8.9

катушек, контактов, трансформаторов, двигателей, выпрямителей ламп и т. п.;

2) нужно помнить условные обозначения, применяемые в той области, с которой приходится преимущественно сталкиваться в силу профессии;

3) полезно помнить схемы наиболее распространенных узлов электроустановок, например схемы двигателей, выпрямителей, усилителей, схемы освещения лампами накаливания и газоразрядными лампами и т. п. (см. гл. 9);

4) нужно знать свойства последовательного и параллельного соединений контактов, катушек индуктивностей, емкостей, сопротивлений, видов соединений в звезду и треугольник. Эти свойства подробно рассмотрены в § 7.3.

8.2. Схемные решения не всегда реальны

Наладчики хорошо знают, что далеко не всегда могут быть осуществлены на деле

схемные решения, хотя они и не содержат явньгх ошибок. Иными словами, проектные схемы не всегда реальны. Поэтому одна из задач чтения схем состоит в том, чтобы проверить, могут ли быть выполнены заданные условия.

Сформулируем сначала основные причины нереальности схемных решений, а затем каждую из них проиллюстрируем простым типичным примером.

1. Не хватает энергии для срабатьшания аппарата (см. пример 8.8).

2. В схему проникает "лишняя" энергия, вызьтающая непредвиденное срабатьтание (примеры 8.9 и 8.10).

3. Не хватает времени для совершения заданных действий (пример 8.10).

4. Аппаратам задана уставка, которая реально не может быть достигнута (примеры 8.11, 8.12 и 8.17).

5. Совместно применены аппараты, резко отличающиеся по своим свойствам (пример 8.13).

6. Не учтены коммутационная способность (пример 8.18), уровень изоляции аппаратов и проводки, не погашены коммутационные перенапряжения (см. § 6.3 и 7.6).




Линия

Ложно


7. Не учтены условия, в которых электроустановка будет эксплуатироваться (примеры 8.14 и 8.18).

8. При проектировании электроустановки за основу принимается ее рабочее состояние, но не решается вопрос, как ее привести в это состояние и в каком состоянии она окажется, скажем, в результате кратковременного перерьша питания (пример 8.15). Именно необходимость анализировать схему с начала, а не с середины определяет требование стандарта, как правило, изображать, схему в предположении, что питание на нее не подано. С этого н а-чального состояния и надо строить диаграмму взаимодействия (см. § 5.2).

9. Недооценка важности системы электропитания; неправильно рассчитаны питающие провода (пример 8.16); звонок присоединен не к той магистрали, к которой следует его присоединить (см. пример 8.19).

Рис. 8.7. "Лишняя" энергия превращает быстродействующее реле в замедленное, из-за чего автоматический выключатель QF1 самопроизвольно включается. К примеру 8.10. Кратковременный перерьш электропитания приводит к отказу АПР. К примеру 8.15

деляющееся сопротивлением резистора R1 и емкостью конденсатора CJ) заряжает конденсатор до напряжения зажигания неоновой лампы Е1. Лампа вспыхивает, образуется ток 2 (подробнее см. пояснения к рис. 7.11): реле К1 должно сработать.

Схема правильна, но реле серий МКУ-48, РПУ-2 и т. п. не срабатьтают (хотя лампа вспьгхивает). Дело в том, что сопротивление лампы слишком велико, из-за чего в катушку реле поступает недостаточно энергии. Для этой схемы нужно значительно более чувствительное реле.

Пример 8.9

Пример 8.8

При замыкании контакта K1Q (рис. 8.6,й) ток Ii через некоторое время (опре-

Конвейеры 1 и 2 (рис. 8.6,6) должны управляться следующим образом. Кнопочным выключателем Пуск включают магнитный пускатель М2 конвейепа № 9



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 [88] 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0096