Главная Работа в электроустановках



оперативного тока и от шин до включающего электромагнита УА2 его привода, потребляющего 200 А, составит 40 В [(0,12 + 0,08)200 = 40]. Следовательно, на зажимах привода остается явно недостаточное напряжение 106 - 40 = 66 В, а нужно согласно гарантии завода-изготовителя не менее 93 В.

Пример 8.17

На рис. 8.8,6 приведена выборка из схемы подстанции, на которой изображены: шины 10 кВ, выключатель ОЗ. силовой трансформатор Т2, шины 0,4 кВ, реле напряжения К VI и KV2. К трансформаторам тока ТА1~ТАЗ (показан один из них) присоединены катушки токовых реле КА1 -КАЗ.

Номинальный ток трансформатора Т2 на стороне ВН /ном ~ 22 А, коэффициент трансформации трансформатора тока 25/5, уставка токовых реле /у = 100 А. Токовые реле, срабатьшая, должны включить промежуточное реле К1 красная стрелка /, которое, в свою очередь, отключает Q3 - красная стрелка 2.

Однако токовые реле при КЗ в точке Б сработать не могут. Дечо в том, что при напряжении короткого замыкания = 5% трансформатора Т2, ток КЗ не моЖет более чем в 20 раз (100%:5%) превысить номинальный ток трансформатора. В нашем примере ток КЗ 22-20 = 440 А, что соответствует току в катушке реле 440:5 = 88 А, где 5 - коэффициент трансформации трансформатора тока.

Пример 8.18

На рис. 8.8,6 показаны реле контроля наличия напряжения К VI и KV2 на шинах 0,4 кВ (изображено одно реле) . В нормаль-

ном режиме их якори притянуты, промежуточное реле К2 включено - красная стрелка 3, цепь звонка НА1 - красная стрелка 4 - разомкнута.

При снижении напряжения до значения уставки реле напряжения (например, до 80% номинального напряжения) цепь реле К2 размыкается, оно с замедлением возвращается (отпускает) и включает звонок HAI. Замедление нужно, чтобы предотвратить включения звонка при кратковременных снижениях напряжения.

Для контроля напряжения применены защитные реле. Это верно, так как именно таким реле легко, не нарушая регулировки, задать необходимую уставку. Реле К2 имеет электромагнитное замедление и это верно: реле с электромагнитным замедлением самью простые и надежные, но катушки некоторых из них (например, катушки реле управления) требуют относительно большого тока, что крайне неблагоприятно для контактов защитных реле напряжения переменного тока. Дело в том, что якори таких реле вибрируют, из-за чего их контакты, через которые проходит ток, искрят. Искрение, дашщееся сотни часов, приводит иногда к тому, что, когда напряжение на шинах действительно понизится, реле напряжения не сможет разомкнуть контакт, так как он из-за длительного искрения спекся.

Пример 8.19

Допустим, что в схеме на рис. 8.8,6 контакты в порядке и уставка токовым реле КА1-КАЗ задана правильно (а не так, как сделано в примере 8.17). Произошло КЗ в точке Б (красная стрелка), но защита ке отключила выключатель Q3, так как на шинах оперативного тока не оказалось напряжения из-за того, что ког-



да-то перегорел предохранитель FVl {FU2) (или же персоналом была допущена ошибка) . Но это осталось незамеченным, так как звонок НА1 не звонил. А не звонил он потому, что его присоединили к тем самым шинам, об исчезновении напряжения на которых он должен сигнализировать, - ошибка, к сожалению, распространенная.

Обратите внимание: приведенные выше примеры, если судить по числу входящих в схемы элементов, очень просты. А на самом деле они сложны и ответственны. Эта "арифметическая простота", как правило, и подводит. Читатели будут иметь возможность в дальнейшем неоднократно убедиться в ее "коварстве".

8.3. Анализ схем и его задачи Принципиальные схемы, составленные по условиям действия, корректируют, исходя из возможностей и особенностей выбранной аппаратуры, условий эксплуатации, монтажных и других соображений. Наконец, при перечерчивании схем, уточнении позиционных обозначений и обозначений участков цепей могут вкрасться ошибки. Следовательно, схему нужно проверить или, как иногда говорят, проанализировать, чтобы обнаружить и устранить недостатки.

Анализ схем - дело сложное, кропотливое, требующее большого внимания и аккуратности.

Изложение в этом параграфе построено следующим образом. Сначала рассмотрена вспомогательная схема (рис. 8.9), на которую мы будем ссьшаться, чтобы иллюстрировать результаты анализа. Затем сформулированы основные задачи анализа, т. е. составлена своеобразная программа действий. Далее рассказано о требованиях, которые нельзя предъявлять к схемам, и, наконец, перечислены неполадки, которые должны считаться вероятными, т. е. такие неполадки, последствия которых необходимо оценивать при анализе схем.

380 В

60 20

КК1 1р=6,6А

П КК1 КЬ

и-н:

0,ОВЗнВ-А 360/ЗБЪ

-I-»

Г~\К1


г-\К2 /<SL2

3Li.

i Аварийный слив

Рис. 8.9. Автоматическое управление насосом.




Вспомогательная схема, иллюстрирующая приемы анализа схем и их результаты. К примеру 8.20



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 [90] 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0122