Главная Работа в электроустановках



\ КМ1

I КА1

\КМ1

\ КМ1

(м (м


05щий

SZ LZ

Рнс. 8.10. Сравнение схем. К примерам 8.21 и 8.22

вариант лучше. Дело в том, что поплавковое реле хотя и простой, но все же механизм. Кроме того, вода при включении насоса бурлит, что вынуждает для троса, на котором подвешены поплавок и противовес, применять направляющие, чтобы левая и правая ветви троса не могли схлестнуться.

Электроды же неподвижны, а реле кон-

троля сопротивления - готовое изделие, требующее только присоединения к его вьшодам катушки магнитного пускателя и сигнальных ламп.

Пример 8.21

На рис. 8.10,а в упрощенном виде приведены три варианта защиты электродвигателя. Любой из них обеспечивает защиту от тока КЗ и перегрузки, и тем не менее они не равноценны. Вариант 1:а) один автоматический выключатель QF1 обеспечивает оба вида защиты; б) автоматически отключившийся QF1 остается отключенным; самопроизвольно он включиться не может - это хорошо. Вариант 2:

а) для защиты от перегрузки необходимы электротепловые реле КК1\ б) перегорание одного предохранителя FU1 создает опасный неполнофазный режим. В а-р и а н т 3: а) для защиты от перегрузки необходимы электротепловые реле KKI;

б) при КЗ срабатьшают токовые реле КА1 и отключают контактор КМ1. Но после его отключения токовые реле немедленно возвращаются в исходное положение (отпускают). Это может повлечь опасные последствия: самопроизвольные включения на повреждение в течение времени, пока пусковая цепь подготовлена. Так, например, если кнопочный выключатель "Пуск" (или контакт реле дистанционного управления) замкнут 5 с, то контактор успеет включиться (и отключиться) на повреждение несколько раз, что крайне опасно.

Пример 8.22

На рис. 8.10,6 и в одна и та же схема изображена дваЖ1ы. Но в одном случае она получает питание со стороны выклю-



чателей S1 и S2, а в другом - со стороны катушек управляемых ими реле К1 и К2. Линия воздушная, т. е. подверженная сообщениям между проводами. Сравнение схем показывает, что их эксплуатационные свойства различны. Так, в схеме на рис. 8.10,6 возникновение соединения между общим проводом и проводом L1 остается незамеченным. Но когда включат выключатель S1, произойдет КЗ, а реле К1 не сработает (отказ). В схеме на рис. 8.10,6 замыкание немедленно приведет к ложному срабатьшанию реле К1.

8.5. В каком порядке целесообразно читать схемы

Общие положешя. Чтение схемы всегда преследует определенную цель, т. е. подчинено задачам выполняемой работы. Так, если нужно узнать систему электроснабжения, схему читают сверху вниз (слева направо), т. е. от источников энергии к ее потребителям (см. пример 8.23). Если же нужно выяснить возможные варианты питания электроприемника, схему читают снизу вверх, т. е. чтение начинают с этого электроприемника и идут затем к источнику энергии (см. пример 8.24). И наконец, если какой-либо элемент схемы отказал (см. пример 8.5) или работает явно неверно (см. рис. 8.6). то чтение схемы начинают с этого элемента и от него идут к источнику питания.

Почти на каждой рассматриваемой схеме есть обычно ссылка на другие схемы: как на те схемы, из которых заимствованы какие-либо части элементов (например, контакты аппаратов, полностью показанных на другой схеме), так и на схемы, в которые входят части элементов данной схемы. (Пример дан выше на рис. 4.4.). Ясно, что сначала надо подобрать все взаимно связанные сземы, а также хорошо уяснить принятую систему обозначений.

На схеме следует прочитать все надписи, начиная с основной (см. гл. 4), и разобраться в поясняющих схемах и таблицах переключений (см. гл. 5). Читаются перечни элементов (§ 4.2) и обязательно находится на схеме все перешслен-ное в перечне.

Если приведены ссьшки на другие схемы, то надо разобраться в каждой из них. Например, в схему входит контакт аппарата, изображенного на другой схеме. Значит, нужно уяснить, что это за аппарат, для чего служит, в каких условиях работает и т. п.

Чтение схемы электроснабжения иллюстрируют примеры 8.23 и 8.24. На рис. 8.11 приведена с некоторыми сокращениями (не показаны, например, разъединители) общая схема электроснабжения промышленного предприятия. Оно получает питание от 7774. На схеме приняты сокращения: ВЛ - воздушная линия, Г/777 - главная понизительная подстанция, АВР - устройство автоматического включения резерва, РП1-РПЗ - распределительные пункты, ТП1 ~ТП4 - трансформаторные подстанции. Эти сокращения общеприняты, поэтому они в подписи к рисункам не расшифрованы.

Разобравшись в надписях, обращаемся к графическим условным обозначениям. Среди них нет нестандартных и необщепринятых. Поэтому можно приступить к чтению схемы.

Пример 8.23

Читая схему сверху вниз, видим трех-обмоточные трансформаторы мощностью по 20 000 кВА. Обмотка трансформатора 110 кВ соединена в звезду с выведенной нейтральной точкой. Две вторичные обмотки напряжением 10 кВ соединены в треугольник. Вблизи изображений трансформаторов нет надписей ПО и 10 кВ, однако из надписей НО кВ у ВЛ и 10 кВ у шин



ВЛ110кВ


ВЛ 100 кВ

----!--□-1-

JT ЮкВ -j

?9 • Ш


I li

Ф i АВР


li ТП2

100кЪ-А10/0,¥кВ,

Г/7-7


100кВ-А ryJ Ю/СкВ

т-7 (о) тг

Рис. 8.11. Схема электроснабжения промышленного нредтриит-ия. К примерам 8.23 и 8.24



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 [93] 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0173