Главная Работа в электроустановках



совершенно ясны напряжения обмоток трансформаторов. Далее встречаются выключатели высокого напряжения (квадраты) ; кабели (на кабель указывает обозначение разделки); выкатные выключатели на РП1 и РПЗ, на что указывают обозначения разъемов; автотрансформатор ТЗ, по-нижаютдий напряжение с 10 до 6 кВ.для питания двигателя М; разъединители-выключатели на 777/ и ТП4: двухобмоточные трансформаторы на 7777 и 7774; автоматические выключатели на 7777 и 7774; предохранители высокого напряжения на 7772-7774.

Рассмотрим систему электроснабжения, читая схему сверху вниз, г, е. нащшая с источников питания.

Каждая ВЛ ПО кВ через свой трансформатор питает шины 10 кВ на ГПП. Шины разделены на четыре секции 1-IV, которые присоединены к раздельным обмоткам трансформаторов. Секции / и /, и IV соединены выключателями с АВР. Каждый распределительный пункт РП1-РПЗ получает питание по двум вводам с разных секций /77 , например РП1 с секций II к IV (около ишн РП1 написаны цифры /7 и /Г).

Шины РП! -РПЗ секционированы и имеют АВР. От РП1 питаются 7772, 777i и двигатель М.

Следуя в том же порядке, рассматривают схемы РП2, РПЗ. ТП1-ТП4.

Пример 8.24

Допустим, что на секции 2 шин 0,4 кВ подстанции ТП4 нет напряжения, но на шинах 10 кВ напряжение есть. Проследим по очереди все пути от шин 0,4 кВ до шин 10 кВ. Таких путей два: либо через трансформатор 72 (черные стрелки), либо через трансформатор Т1 и секционный выключатель шин 0,4 кВ - зеленые стрелки.

Обратите внимание: мы искали пути, отправляясь от секции 2 шин 0,4 кВ (именно на них надо подать напряжение), а стрелки направлены от источника питания (в нашем случае от шин

10 кВ) к шинам 0,4 кВ.

Сложнее случай, если выключатель, питающий 7774, на РПЗ отключен для ремонта, из-за чего на шинах 10 кВ 7774 нет напряжения. Чтобы выяснить, как подать на них напряжение, "пойдем" от шин 10 кВ к источнику энергии. Нам встретятся: выключатель резервного ввода на 7774, затем линия от 7774 до 7775, шины 777J, линия от ТПЗ до 7772, шины Г/72, линия от Г/72 до РП1, выключатель и секция

11 РП1 - красные стрелки. Если на этой секции напряжение есть, то задача питания Г/74 решена, причем однозначно, так как других путей от РП1 до ТП4 нет.

А если на секции РП1 напряжения нет? Тогда нужно искать пути от этой секции к ГПП. И здесь возможны варианты: либо по линии от секции 1РП до секции II ГПП - синяя сплошная стрелка, либо через секционный выключатель, секцию IV РП1 и линию на секцию IV ГПП синяя штрихпунктирная стрелка.

Чтение схем электроснабжения необходимо также для решения ряда важных вопросов о нормальном и аварийных режимах, возможной последовательности оперативных переключений, выборе электрической защиты, местах установки разрядников, заземляющих ножей разъединителей и т. п.

Схемы управления, защиты сигнализации и т. п. читают обычно в аюдующем порядке.

1. Определяют источники питания, род тока, напряжение и т. п. Если источников несколько или применено несколько различных напряжений, то следует выяснить, чем это вызвано.

2. Если нужно, то расчленяют схему на простые цепи (см. § 7.1) и, рассматривая их сочетания, устанавливают условия действия.




М1 Гкм1

я d

SB1 КМ1

\ \КМ1 SB2\

SB1 ]КМ1


М1 rKMi

Рис. 8.12. Последствия перегорания предохранителей. К примеру 8.25

3. Строят, если нужно, диаграммы взаимодействия (см. § 5.2), выясняя с их помошью:

а) последовательность работы во времени;

б) согласова1Шость времени действия аппаратов в пределах данного устройства (пример 8.10);

в) согласованность времен действия совместно действующих устройств (например, автоматики, защиты, телемеханики, управляемых приводов и т. п.).

Типичный случай иллюстрирует пример 10.11, который рассмотрен в гл. 10.

г) последствия перерьша электропитания. Для этого поочередно предполагая отключенными выключатели (перегоревшие предохранители), оценивают возможные последствия.

д) возможность выхода устройства в рабочее положение из любого положения, в котором оно могло оказаться, например после ревизии.

4. Оценивают последствия вероятных неисправностей:

а) перегорания предохранителей (пример 8.25);

б) нарушения изоляции относительно "земли" (пример 8.26);

в) незамыкания контактов поочередно по одному (пример 8.27);

г) нарушения изо;шции между проводами воздушных линий, выходящих за пределы помещений (пример 8.22).

Еще раз подчеркнем, что речь идет о вероятных неисправностях, которые реально могут возникать в электроустановках, надлежащим образом вьшолненных и технически грамотно обслуживаемых. Нельзя рассматривать надуманные повреждения (например, после ревизии в аппарате забыта изолирующая прокладка между контактами, "вдруг" соединились провода, проложенные на панели, и т. п.).

5. Проверяют схему на отсутствие ложных цепей (примеры 8.7 и 8.9).

6. Оценивают надежность электропитания (пример 8.16) и режим работы электрооборудования.

7. Проверяют выполнение мер, обеспечивающих безопасность при условии организации работ, обусловленной действующими правилами.

Ясно, что в каждом конкретном случае тот или иной этап рассмотрения схемы может отсутствовать, равно как могут появиться вопросы, которые здесь не упоминаются.

Может также измениться порядок рассмотрения.



Пример 8.25

Проверка последствий перегорания предохранителей в схеме двигателя Ml (рис. 8.12,а), где SB] и SB2 - кнопочные выключатели "Стоп" и "Пуск" соответственно. Катушка магнитного пускателя/Ш7 включена на фазное напряжение. Если перегорел один предохранитель (рис. 8.12,в), то двигатель не отключается, но может остановиться. Для двигателя это опасно (перегревается и может даже сгореть), но двигатель гудит и потому ясно, что он находится под напряжением. При перегорании двух предохранителей (рис. 8.12,г) двигатель останавливается, но не гудит. Для двигателя это не опасно, а человек, считая двигатель отключенным, может попасть под напряжение. Это опасно, поэтому ПУЭ запрещают питать катушку магнитного пускателя КМ1 от фазы и нейтрали, если двигатель защищен предохранителями. В этом случае катушку следует питать от двух фаз, как показано на рис. 8.12,6.

Докажем целесообразность этого требования.

Допустим, перегорит один предохранитель в фазе А или С. При этом на катушке магнитного пускателя останется 40-45% номинального напряжения. Если пускатель даже не отпустит, то щш человека это не опасно: двигатель гудит. Если перегорит один предохранитель в фазе В - двигатель не отключится, но гудит: не опасно. При перегорании любых двух предохранителей катушка пускателя лишится напряжения, так как одной исправной фазы для ее питания недостаточно.

Если двигатель защищен трехполюсным автоматическим выключателем, то питать катушки можно либо от фазы и нейтрали, либо от двух фаз, так как в любом случае сразу отключаются все три фазы.



Вариант 1 1 2

. \КМ2

Ч/сш Тк

Опасно !


Kkmi \км

1 Шины\

ВариантZ


Рис. 8.13. Последствия нарушений изоляции относительно "земли" и незамыкания контактов. К примерам 8.26 и 8.27

Пример 8.26

Последствия замыкания на "землю" иллюстрирует рис. 8.13. Если охшн из выводов катушки пускателя КМ1 заземлен, а фаза подана на кнопочный выключатель SB2 ("Пуск"), то при заземлении в точке KI (рис. 8.13,а) пускатель отключится и может перегореть предохранитель (не показан). Цепь КЗ показана зеленой линией.

Если же кнопочный выключатель SB2 присоединен к "земле", а катушка пуска-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 [94] 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0245