Главная Работа в электроустановках




Рис. 8.14. Приведение схем к виду, удобному для чтения. К примерам 8.28-8.30

теля к фазе (рис. 8.13,6), то повреждение изоляции в точке К2 вызовет опаснейшее явление - самовключение двигателя М, причем включившийся двигатель н е возможно остановить кнопочным выключателем SBI ("Стоп"), так как катушка пускателя получает питание через "землю" минуя SB1.

Пример 8.27

На рис. 8.13,в даны два варианта схемы автоматического включения ламп Е1 аварийного освещения от аккумуляторной ба-

тареи GB1. В обычных условиях включен контактор КМ1, а контактор КМ2 отключен.

Поэтому шины присоединены к трансформатору Т1.

При отключении контактора КМ1 автоматически включается КМ2.

В варианте 1 незамыкание вспомогательного контакта КМ1 в цепи 1 при включенном контакторе КМ1 приводит к отключению промежуточного реле К1, которое немедленно по цепи 2 включает контактор КМ2.

В результате на одни и те же шины одновременно подаются постоянный и переменный токи.

В варианте 2 незамыкание вспомогательного контакта КМ1 в цепи 3 вызывает только отказ (цепь 4 остается разомкнутой), но не крайне опасное в данном случае включение КМ2.



Приведение схем к виду, удобному для чтения

Читать схему тем легче, чем она нагляднее. Поэтому полезно некоторые, неясные, узлы схем перечертить. Рассмотрим три примера.

®

Пример 8.29

Из верхней части рис. 8.14,6 невозможно понять, какая схема выпрямления на ней показана. А из нижней очевидно, что это мостовая схема трехфазного выпрямителя.

Пример 8.28

На рис. 8.14,а показаны две лампы HI и Н2. В нормальных условиях одна из них включается только по цепи 1, другая - только по цепи 3. Но чтобы убедиться в исправности ламп, включают выключатель S1, подавая через него питание сразу на обе лампы. Нужно ответить на вопрос: может ли эта схема работать на переменном токе? Верхний рисунок ответа не дает. Но достаточно начертить схему немного иначе (нижний рисунок), и сразу станет ясно, что род тока безразличен, так как проводимости диодов при любой полярности взаимно противоположны.

Пример 8.30

Трудно понять верхний рис. 8.14,в. Но если его элементы расположить иначе (нижний рисунок), то будет очевидно, что резисторы rl и г2 образуют делитель напряжения батареи Gl.

Радиотехнические схемы и вообще схемы устройств на базе электронных ламп и полупроводниковых приборов выполняют, используя "традиционное" расположение элементов, образующих распространенные узлы, например усилитель, триггер, мультивибратор и т. п.



Глава

Распространенные

узлы электроустановок

9.1. Принципиальные положения

Схема любой сложности состоит из ограниченного числа типичных узлов. Схемы этих узлов в книге условно названы основными. Основная схема содержит только те элементы, без которых она не может работать. Например, основная схема двигателя с короткозамкнутым ротором состоит из двигателя, коммутационного аппарата и защиты от токов КЗ.

Возможны в арианты основных схем. Так, коммутационным аппаратом может быть либо рубильник (или другой выключатель с ручным приводом), либо магнитный пускатель. Защита может осуществляться либо предохранителями, либо автоматическим выключателем, либо токовыми реле. Ясно, что каждый вариант обладает определенными эксплуатационными свойствами. Например, управление с помощью рубильника обеспечивает самозапуск двигателя после перерыва питания, пускатель дает возможность управлять двигателем на расстоянии, а также осуществляет нулевую защиту.

Реализация конкретного варианта может вьшудить ввести в схему дополнительные элементы, например кнопочные выключатели "Пуск" и "Стоп" и т. п. Могут быть предъявлены дополнительные требования, которым не удовлетворяет основной вариант схемы, например защита от пере-

грузки. В этом случае схему с предохранителями надо дополнить электротепловыми реле. Другой пример: чтобы предотвратить прикосновение к движущимся частям механизма, нужно в схему ввести контакт, исключающий работу механизма при снятом ограждении.

Примеры можно продолжить, но и тех, которые приведены, достаточно, чтобы понять суть важного и эффективного приема чтения схем. Он состоит в следующем.

1. Схему любой сложности мысленно расчленяют на узлы, содержащие типичные основные схемы (управление двигателем, контроль технологических параметров, сигнализация, измерение и т. п.).

2. Каждый узел мысленно "освобождают" от всего того, что является дополнением к основной схеме, и если в результате получится основная схема - значит, узел работоспособен. Если основная схема не получится, то дальнейшее рассмотрение лишено смысла: схему нужно исправ-

лять

3. Поочереднс рассматривают и оценивают каждое дополнение к основной схеме.

Здесь полезно привести аналогию с расчетами. Опытный инженер никогда не приступит к детальным расчетам, не убедивпшсь предварительно с помошью простейшей прикидки в том, что ожидаемый результат не противоречит закону Ома.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 [95] 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.0171