Главная Работа в электроустановках



®

Ответы

1. Реле КТ1 имеет электромагнитное замедление с помошью медной гильзы, что подчеркнуто условным обозначением катушки.

2. При включении КМ1 кнопочным выключателем SB2 необходимо, чтобы контакт КМ1 в цепи 3 разомкнулся раньше, чем замкнется контакт КМ1 в цепи 4. В противном случае, если КТ1 быстро сработает, не исключено ложное срабатьтание КМ2. Оно весьма кратковременно, но опасно.

3. В схеме рис. 9.6,а необходимое значение тока достигается подбором коэффициента трансформации трансформатора Т1; в схеме рис. 9.6,6 - с помошью резистора R1.

Конденсаторное торможение иллюстрирует рис. 9.6,е. Конденсаторы могут быть соединены в звезду или в треугольник.

Механическое торможение применяют для удержания механизма в неподвижном состоянии при отключенном двигателе. Электромагнит Y1 тормоза (рис. 9.6,г) включается (растормаживание) и отключается (затормаживание) вместе с двигателем. Если тормоз нужно отключить не одновременно с двигателем, а с некоторой задержкой по времени, например после окончания электрического торможения, то напряжение на электромагнит тормоза Y2 подают контактором КМЗ (рис. 9.6,д). Контактор КМЗ отключается с небольшой выдержкой времени после отключения линейного контактора КМ1 благодаря введению в схему реле времени КТ2.

Двухскоростные электродвигатели

На рис. 9.7 приведена одна из схем управления двухскоростным электродвигателем. Статор имеет две обмотки с разными числами полюсов. Выводы одной обмотки СП, С21, С31; выводы другой - С12, С22, С32. Обе обмотки одновременно работать не могут. Реле времени КТ1 имеет

электромагнитное замедление при помощи демпфирующей гильзы. А так как оно может работать только на однонаправленном (вьшрямленном) токе, его катушка включена через полупроводниковый диод VD1.

Упражнение 9.5

1. Прочитать схему. 2. Выяснить назначение каждого ее элемента. 3. Определить, какая из скоростей больше; первая илн вторая? 4. Выяснить, будет лн подано напряжение на цепи управления, если включить автоматический выключатель SFI, не включая автоматического выключателя QFlt Безразлична лн последовательность их включения? 5. Объяснить, почему катушка реле КТ1 выбрана на 220 В, хотя напряжение цепи управления 380 В. 6. Почему вспомогательное реле обозначено К1А, а не iC47?

®

Ответы

1. Пока QF1 и SF1 отключены, все контакты занимают положение, в котором они изображены на схеме. Следовательно, прн включении питания те цепи, в которые входит хотя бы один замыкающий контакт, останутся разомкнутыми; цепи, в которые входят только размыкающие контакты, будут замкнуты. При включении QF1 и SF1 замыкается вспомогательный контакт QF1 1-3, реле КТ1 срабатьшает. Следовательно, контакт КТ1 35-37 размыкается, контакт КТ1 7-9 замыкается.

Наша задача состоит в том, чтобы включать н отключать двигатель на 1-й и 2-й скоростях. Поэтому мысленно нажмем кнопочный выключатель SB1 "1-я скорость": пускатель КМ1 сработает и включит обмотку статора с вьшодами С11,С21,С31.

Кнопочным выключателем SB3 "Стоп" остановим двигатель. Нажмем кнопочный выключатель SB2 "2-я скорость". Прн этом: а) включится вспомогательное реле блокировки К1А (но не пускатель КМ2, так как в его цепь введен пока еще разомкнутый контакт КТ1 35-37); б) включится пускатель КМ1 (но не КМ2), в цепи которого еще замкнуты контакты КТ1 7-9 и КМ2 9-19; в) отключится реле if77 и с вьщержкой времени (с замедлением) 3-5 с отключит пускатель КМ1, после чего включит пускатель КМ2,



Л1 М

г 7 А,

С11 С21

к кг

cizczz.

о о

КМ1 HL1

-М8>-

1-я скорость 2-я скорость

\ SB1 \ KMI \

•yKTi

1-я скорость

\7 VDI

(гго в)

§\sfi2 \К1А


KT1 ] [

Г Т

\ SF1

2-я скорость =

Рис. 9.7. Схема управления двухскоростным электродвигателем. К упражнению 9.5



который подаст питание на обмотку статора (выводы С12, С22, С32). Таким образом, автоматически произойдет переключение с первой на вторую скорость.

Лампы ни и HL2 сигнапнзируют включенное положение пускателей КМ1 и КМ2 соответственно.

2. Для выяснения назначения элементов схемы поступают следующим образом: а) если элемент нли его часть входит в схему последовательно, то его (ее) мысленно заменяют перемьмкой и оценивают последствия такой замены; б) если части нескольких элементов, например контакты, соединены параллельно, то сначала заменяют каждый нз них перемычкой и оценивают последствия замены. Затем считают, что элемента просто нет и оценивают последствия его исключения. Работу можно выполнять либо по цепям слева направо или же сверху вниз, либо по очереди по аппаратам. Рассмотрим каждый элемент.

Автоматический выключатель QF1. Главные контакты отключают силовые цепи при всех видах КЗ и больших перегрузках электродвигателя. Вспомогательный контакт QF1 1-3 размыкает цепи управления для того, чтобы прн новом включении QF1 исключить самозапуск. Цепи управления питаются "выше" силовых контактов QF1, как в нашем примере, но они могут иметь н независимое питание.

Автоматический выключатель SF1 отключает цепи управления прн КЗ. Перегрузки в цепях управления быть не может.

Электротепловые реле КК1 и КК2 настраивают в соответствии с номинальными токами двигателя. Обратите внимание: номинальные токи двигателя при разных скоростях различны. Дело в том, что мощность определяется произведением механической силы на скорость. Контакты КК1 и КК2 отключают прн перегрузках пускатели КМ1 н КМ2.

Пускатели КМ1 и КМ2. Главные контакты включают и отключают двигатель. Вспомогательные контакты КМ1 служат: 5-7 для самоблокировки н защиты двигателя от самозапуска; 33-35 для включения пускателя КМ2 только после того, как пускатель КМ1 уже от-юточен; 1-61 (1-71) для сигнализации "КМ1 включен" ("КМ2 включен"). Назначение вспомогательных контактов КМ2: 9-19 исключает включение КМ1 при включенном пускателе КМ2.

Кнопочный выключатель SB3 размыкает цепи катушек КМ1 и КМ2 н вспомогательного реле К1А.

Кнопочный выключатель SB1. Контакт 5-7 включает КМ1, а контакт 5-31 исклю-

чает включение КМ2, если ошибочно одновременно нажать обе кнопки.

Кнопочный выключатель SB2 включает вспомогательное реле К1А.

Реле К1А Контакт 5-7 включает пускатель КМ1 на первой ступени пуска второй скорости, 31-33 самоблокирует реле К1А н защищает от самозапуска, 5-53 отключает в процессе пуска на второй скорости реле времени КТ1.

Реле КТ1. Контакт 7-9 отключает пускатель КМ1 прн достижении достаточного разгона на первой скорости, после чего контакт 35-37 включает пускатель КМ2 второй скорости.

Диод VD1 выпрямляет переменный ток в цепи катушки КТ1.

3. При включении SB2 раньше включается КМ1 первой скорости, а затем происходит автоматическое переключение на вторую скорость, значит, вторая скорость больше.

4. При включении автоматического выключателя SFI без включения QF1 на цепи управления не будет подано напряжение, так как вспомогательный контакт QFI 1-3 еще разомкнут. Последовательность включения QFI и SF1 безразлична.

5. Выпрямление однополупернодное, нз-за чего напряжение выпрямленного тока значительно ниже напряжения переменного тока.

6. В позиционном обозначении К1А буква К -реле (см. табл. 4.1), цифра 1 - порядковый номер, буква А - функциональное назначение реле - вспомогательное (см. табл. 4.2). Эту букву следует писать после порядксвого номера.

Электродвигатели с фазным ротором

Обратившись к рис. 9.8 и построив диаграмму взаимодействия (рис. 9.9), видим, что питание на статор двигателя Ml поступает через рубильник QI, катушки токовых реле КА1-КАЗ и контакты линейного контактора КМ4. Двухэлементное электротепловое реле КК1 включено через трансформаторы тока ТА1 и ТА2. Контакты реле КА1-КАЗ и КК1 введены в цепь 1, поэтому при срабатьшании любого из них контактор КМ4 отключается. Пусковые резисторы R1 разделены на три секции, которые поочередно закорачиваются при срабатьшании контакторов ускорения КМ1-КМЗ. Цепи управления защищены автоматическим выключателем SF1.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 [99] 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121


0.015