Главная Монтаж систем водоснабжения фициент трения покоя). После трогания трубопровода тяговое усилие уменьшается и составляет: Prp=Qf2 (где fs - коэффициент трения скольжения по дну). Для трубопровода с бетонным покрытием 2=0,30, а для трубопровода со сплошной деревянной футеровкой /2 зависит от грунта траншеи перехода: в скальных грунтах - 0,65; в песках крупных и гравелистых - 0,55; в мелких песках и супесях - 0,45; в илистых и суглинистых грунтах - 0,40. При определении тяговых усилий рекомендуется применять формулу Prf-kQfi (где k - коэффициент трогания с места, равный отношению U/h)- По данным практики значение k можно принимать равным 1,5-2,0. Длину и сечение тягового каната назначают по расчету: рабочее сечение принимают с двукратным запасом. Канат прокладывают с плавучих средств строго по оси подвод-" ной траншеи. 55.7. Балластные грузы Подводным трубопроводам, имеющим положительную плавучесть, устойчивость придается балластными грузами: чугунными и железобетонными в виде полуколец (табл. 55.8), таблица 55.8. ЧУГУННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОЛЬЦЕВЫЕ ГРУЗЫ
устанавливаемых на деревянную защитную футеровку и стягиваемых друг с другом болтами; эти грузы обеспечивают плотное присоединение к трубопроводу, но протаскивание подводных трубопроводов, оснащенных ими, требует больших усилий; бетонными и железобетонными (рис. 55.20) в виде седловидных блоков (табл. 55.9), устанавливаемых сверху трубопровода без крепления; эти грузы применяют на заболоченных участках трассы прн Рис. 55.20. Балластные грузы а - седловнднотЧ формы; б - разъем, ной, плетевой . формы; в - кольцевой формы Таблица 55.9. СЕДЛОВИДНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ГРУЗЫ
условии устройства параллельно оси укладываемого трубопровода насыпи для прохождения монтажного крана. Часто применяют разъемные кольцевые грузы (см. рис. 55.20), а также сплошные утяжеляющие покрытия из армированного бетона, которые имеют ряд преимуществ: исключается необходимость устройства деревянной футеровки; надежно защищается изоляция трубопровода от воздействия микроорганизмов и разрушения движущимися донными наносами; уменьшается тяговое усилие при протаскивании трубопровода, так как коэффициент трения скольжения не превышает 0,30. Минимальная толщина бетонных покрытий, выполняемых в заводских или полевых условиях, 40 мм. В полевых условиях бетонные покрытия наносят торкретированием или обетонированием в опалуб ке. Перед обетонированием трубопровод подвергают гидравлическому испытанию давлением, превышающим рабочее на 25 %. 55.8. Спусковая дорожка и стапели Готовый к укладке подводный трубопровод транспортируют к урезу воды по спусковой дорожке, выполненной в виде роликовых опор, узкоколейного или ледяного пути, заполненной водой траншеи. Спусковую дорожку устраивают на берегу реки, на продолжении оси подводного трубопровода. На равнинных реках с пологими берегами ее делают в виде заполненной водой траншеи, в которую опускают подготовленный трубопровод и транспортируют его к месту укладки. В зимнее время доставка подготовленного трубопровода к месту укладки возможна по ледяной дорожке. Техническая характеристика спусковых дорожек для дюкеров Марка дороокек ОСД-2 ОСД-З Диаметр протаскиваемых дюкеров, км........... До 1020 До 1020 Тип тележки .........Плавающая Неплавающап Грузоподъемность тележки, т . . 15 25 Длина сборного рельсового пути, м 500 5О Количество тележек..... 25 25 Тип понтонного устройства . . . ОСД-2 ОСД-2 Тип опоры.......... ОСД-З ОСД-З Масса комплекта, т , . . . , . 67,5 92 Изготовитель .....• . . Московский экспериментальный механический завод Мин-нефтегазстроя Примечание. Дорожка ОСД-З применяется для обето-вврованных трубопроводов. Стапели-это попарно расположенные стояки, схваченные на* садками. При наличии на строительстве сварочно-изоляционного стенда или хорошо подготовленной бровки у спусковой дорожки надобность в строительстве стапеля отпадает. 55.9. Инвентарные разгружающие понтоны При укладке подводных трубопроводов больших диаметров их вес с балластным грузом достигает значительных величин. Для уменьшения тягового усилия при протаскивании таких трубопроводов к ним прикрепляют разгружающие понтоны, придающие трубо« проводу минимальную отрицательную плавучесть. В зависмости от веса подводного трубопровода инвентарные разгружающие понтоны бывают грузоподъемностью 1,5 т и более. После завершения работ по протаскиванию трубопровода раз-, гружающие понтоны подлежат отстроповке, которую выполняют вы сококвалифицированные водолазы. Понтон ПР-101 предназначен для разгрузки балластированных трубопроводов диаметром 1220-1620 мм, укладываемых методом протаскивания, а также поддержания трубопроводов на плаву при прокладке свободным погружением. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 [163] 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 0.0196 |