Главная Машины переменного тока



шипниками. Подпятник 2 генератора воспринимает осевую нагрузку от рабочего колеса турбины 7. Обмотки статора и ротора имеют непосредственное водяное охлаждение. Статор 5 имеет обычную конструкцию. Вода поступает через направляющий аппарат турбины 6. Катушки обмотки ротора выполняются из полых медных проводников. В остальном конструкция горизонтальных капсуль-ных генераторов не отличается от конструкции вертикальных гидрогенераторов. Мощность капсульных гидрогенераторов в настоящее время достигает несколько десятков тысяч кВ • А.


Рис. 27.6. Капсульный гидрогенератор

Генераторы малой мощности (мощностью до 1000 кВ-А), сочлененные с двигателем внутреннего сгорания, находят широкое применение в передвижных или малых стационарных электростанциях. Обычно эти генераторы выполняют явнополюсными (рис. 27.7).

Генераторы выполняются горизонтальными на двух щитовых подшипниках. Возбудитель может быть прикреплен к фланцу на торце щита и иметь общий вал с генератором или установлен на общей фундаментной плите и соединен с машиной эластичной муфтой.

Станина 8 и щиты генераторов 5 - литые чугунные, некоторые генераторы имеют станину сварную неразъемную из листовой стали. Сердечник статора 6 набирается из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, которые запрессовывают в расточку стани-



ны и закрепляют в ней стопорной шпилькой или нажимными кольцами. Пазы сердечника статора 9 полузакрытые или открытые, в которых помешают обмотку статора (катушечную, двухслойную с укороченным шагом).

Ротор генератора состоит из цельнокованого вала 12, остова и полюсов 10. Катушки обмотки возбуждения удерживаются на полюсах полюсными наконечниками 7. Контактные -кольца 3 у генераторов мощностью до 75 кВ-А из меди насажены -на изолирован-


Рис. 27.7. Синхронный генератор малой мощности

ную миканитом стальную втулку и расположены внутри подшипникового щита со стороны возбудителя. Для генераторов мощностью свыше 75 кВ-А контактные кольца (стальные) крепятся болтами через пластмассовые втулки к фланцу, насаженному на торец вала. На контактных кольцах расположены щетки, закрепленные в щеткодержателях 4. Обмотка статора соединяется с внешней сетью выводами /.

Генераторы рассчитаны на продолжительный режим работы при температуре окружающей среды -40--1-40° С и относительной влажности до 95%

Синхронные двигатели предназначены для привода механизмов, не требующих регулирования частоты вращения (вентиляторов, насосов, мельниц и т. д.). Они в подавляющем числе случаев имеют горизонтальное расположение вала и явнополюсный ротор.

Остов ротора быстроходного двигателя набирается из листовой стали и.скрепляется шпильками или электрозаклепками.

У ТИХОХОДНЫХдвигателей остов ротора представляет собой массивное кольцо, привариваемое к диску, который в свою очередь крепится на втулке, насаживаемой на вал. Сердечники полюсов



выполняются из листовой стали толщиной 1-1,6 мм и крепятся -к остову ротора.

Пусковая обмотка (для запуска двигателя) похожа на беличью клетку асинхронных двигателей. Она состоит из круглых медных .или латунных стержней, расположенных в отверстиях полюсных «аконечников, и двух медных короткозамыкающих сегментов, к которым припаиваются стержни каждого полюса. Все сегменты полюсов соединяются между собой медными накладками, образуя по одному непрерывному кольцу с каждой стороны.

Синхронрые компенсаторы предназначаются для работы в качестве генераторов реактивной мощности и служат для улучшения •коэффициента мощности и регулирования напряжения. Синхронные компенсаторы, как правило, имеют горизонтальное расположение вала. Компенсаторы строятся на мощности до 100 000 кВ-А, напряжением 6600, 11 ООО В.

Компенсаторы имеют принципиально ту же конструкцию статора, что и генераторы. Ротор вращается в подшипниках скольжения, которые могут быть выносные на стойках либо встроенные в торцевые щиты, закрывающие корпус компенсатора.

Полюсы роторов компенсаторов всех мощностей изготавливаются массивными стальными литыми или коваными. Крепление полюсов к остову осуществляется двумя Т-образными хвостами и клиньями.

Глава 28

а>Елкция якоря синхронного генератора

§ 28.1. Основные понятия

При холостом ходе в синхронном генераторе имеется только •основной магнитный поток Фв, создаваемый н. с. обмотки возбуждения Fb.

При нагрузке ток, протекающий по обмотке !якоря, создает н. с. якоря Fa, возбуждающую магнитный поток якоря. Магнитный поток якоря Фа совместно с основным потоком Фв образуют результирующий магнитный поток генератора Ф.

Реакция якоря представляет собой воздействие н. с. якоря на результирующий магнитный поток генератора. Реакция якоря синхронного генератора зависит от величины тока якоря, параметров генератора, степени насыщения и характера нагрузки (активная, индуктивная, емкостная и смешанная). Особенно значительное влияние на напряжение генератора оказывает реакция якоря при индуктивной нагрузке. Н. с. обмотки якоря неподвижна относительно обмотки возбуждения. У машины с вращающимися полюсами н. с. якоря вращается вместе с полюсами, а при неподвижных полюсах н. с. обмотки якоря также неподвижна в пространстве, так как поле вращается в сторону, противоположную вращению ротора.

В синхронных машинах принята теория двух реакций, которая



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [29] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60


0.0361