Главная Машины переменного тока



=2/фаз5ш {n/iri), а также приняв Ua/U=£д/E=y~2/[sm(n/m)], получим после подстан5)вки в выражение для /ф

/,=/д21/Т/(тт1соз<р). (38.9)

На рис. 38.5 представлены кривые изменения на протяжении периода постоянного и переменного токов ia и i, протекающих В проводах обмотки якоря. Ток 1д ~\1д /(2а), где 2а - число парал-лельньГх ветвей обмотки постоянного тока. Кривые построены при Следующих допущениях: щетки установлены на геометрической

iiiXnum


=Рис. 38.6. Векторная диаграмма шри регулировании напряжения {/-одноякорного преобразователя

яейтрали; период коммутации постоянного тока равен нулю, поэтому изменение тока от +1д до-Гд происходит мгновенно; падени-.бм напряжения пренебрегаем, поэтому напряжения равны индуктированным э. д. с; ток i считаем активным, тогда токи i и i д будут иметь разные знаки (преобразованный ток является током генераторного режима и протекает под воздействием индуктированной э. д. с; преобразуемый ток является током двигательного режима и протекает под воздействием напряжения сети, которое при принятых допущениях находится в противофазе с индуктированной э. д. с). Если,учесть факторы, которыми раньше пренебрегли, то кривая i сместится относительно кривой 1д и токи i и гд пройдут через нуль в разные моменты времени. Мгновенный ток в витке

гд-}-/А 11 sin((o/-a-W), (38.10)

2а а

где а - угол, определяющий положение витка относительно середины фазы (-п/т<а<п/т), W - сдвиг фаз между Ё и /фаз- Кривые рис. 38.5 построены в предположении, что а=0 и Ч"=0. Кривая .результирующего тока показывает, что ток и потери в обмотке якoJ ря и реакция якоря в преобразователе меньше, чем при работе той же машины в режиме двигателя или генератора, когда в обмотке якоря протекает только один из токов i или t д. Из сказанного ясно, что к. п. д. одноякорного преобразователя больше, чем к. п. д. генератора или двигателя при тех же токах / и /д, но коллектор должен быть рассчитан на ток /д-.

Регулирование напряжений. Так как соотношение между постоянной й переменной э. д. с. одноякорного преобразователя является величиной постоянной, то регулирование преобразованного напряжения изменение: тока возбуждения при постоянной величине



преобразуемого напряжения невозможно. Допустим, что постоян» ный ток преобразуется в переменный, тогда для имеющегося дви* гателя параллельного возбуждения индуктированная э. д. с. £ = =спФ. При изменении тока возбуждения /в частота вращения п й магнитный поток Ф меняются так, что их произведение остается постоянным, поэтому останется практически постоянной э. д. с. Яд, а вместе с тем и э. д. с,. Е. Если преобразуется переменный ток в постоянный, то изменение /в вызывает изменение реактивного тока (см. U-образные кривые, рис. 31.11), который оказывает размагничивающее или намагничивающее действие, сохраняя результирующий поток Ф практически неизменным при заданном и. Картина коренным образом изменится, если между сетью н контактными кольцами преобразователя включить

катушку индуктивности, сопротивление которой ЗкатХкат.-

Если фазное напряжение сети Vc, а фазное напряжение на контактных кольцах U, то Сс=Ю+11хкат (рис. 38.6). Изменяя величину тока возбуждения /в, изменяем фазу тока /, например, от ф для тока / до ф" для тока /" и вместе с тем падение напряжения на катушке от Хкат ДО "л;кат- Вследствие этого напряжение на контактных кольцах изменится от С до U" и соответственно изменится преобразованное напряжение. Этим методом можно регулировать напряжение в пределах ±10% от номинального. В некоторых случаях эти пределы можно увеличить до ±15% при значительном уменьшении созф и мощности преобразователя. Напряжение на кольцах можно также регулировать при помощи регулировочного трансформатора или индукционного регулятора, иликомбинацией указанных элементов. Для регулирования со стороны коллектора можно включить последовательно регулировочную машину постоянного тока.

Литература

Белов Д. Б., К о р д ю к о в В. В., Т и т а р А. С. Судовые электрически* f машины - М.: Судостроение, 1972.

- Б р у с к и и Д. Э., 3 о X о р о в и ч А. Е., Хвостов В. С. Электрически» машины и микромашины - М.: Высшая.школа, 1971.

В ажио в А. И. Электрические машины. - М.: Энергия, 1969. Вольдек А. И. Электрические машины. - М.: Энергия, 1974. Зимин В. И. Обмотки электрических машин. - М.: Энергия, 1970. Кит а ев В. Е. Трансформаторы. - М.: Высшая школа, 1972. Коионенко Е. В., Сипайлов Г. А., Хорьков К. А. Электриче-ские машины.- М.: Высшая школа, 1975. [ -Копылов И. П. Электромеханические поеобразователи энергии.-М.в -Энергия, 1973. . .

Костенко М. П., Пиотровский Л. М. Электрические машины, ч. I.- М.: Энергия, 1972.

Петров Г. Н. Электрические машины, Ч. I. - М.: Энергия, 1974.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Раздел III

Общие вопросы теории машин переменного тока 3

Глава 17. Основные типы машин переменного твка и их устройство. . 3

§ 17.1. Общие сведения.................... 3-

§ 17.2. Устройство н принцип действия трехфазного асинхронного двигателя.................... 5

§ 17.3. Принцип действия н устройство синхронных машин . . 8-

Глава 18. Обмотки машин переменного тока и их э. д. с......... 10

§ 18.1. Основные элементы обмоток машин переменного тока 10

§ 18.2. Однослойные обмотки с полным шагом и их э. д. с. . . 13-. § 18.3. Двухслойные обмотки с укороченным шагом и их

э."д. с........................ 17

Глава. 19. Намагничивающая сила обмотки машины переменного тока 21;

§ 19.1. Распределение намагничивающей силы в пространстве 21

§ 19.2. Намагничивающая сила однофазной обмотки ... 22 § 19.3. Намагничивающая сила двухфазной и трехфазной

обмоток....................... ЗЗ-

Р а 3 д е л IV

, Асинхронные машины

Глава 20. Трехфазная асинхронная машина при неподвижном роторе 26-

•§ 20.1. Холостой ход асинхронной маш.ины.......... 26

§ 20.2. Короткое замыкание асинхронной машины....... 27"

§ 20.3. Индукционный регулятор............... В*

Глава 21. Работа асинхронной машины при вращающемся роторе. . . 31, § 21.1. Скольжение, частота тока, ток и э. д. с. обмотки вращающегося ротора.................. 31.

§ 21.2. Векторная диаграмма и эквивалентная схема асинхронного двигателя................... . 33

§ 21.3. Работа асинхронной машины генератором и тормозом 37 Глава 22. Электромагнитный момент и рабочие характеристики асинхронного двигателя.................... 39

§ 22.1. Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя . . 39-§ 22.2. Электромагнитный момент асинхронной машины . . .. 40? § 22.3. Пусковой и максимальный моменты асинхронного двигателя ..............-......... 42 .

§ 22.4. Рабочие характеристики асинхронного двигателя . 43

Глава 23. Круговая диаграмма асинхронной машины ........ 45

§ .23.1. Обоснование и построение круговой диаграммы:... . .45 § 23.2. Определение рабочих характеристик асинхронного д"ви

гателя по его круговой диаграмме. .... 47

. • " § 23.3. "Уточиенпая круговая диаграмма......... 50-

Глава 24 Пуск и регулирование частоты вращения асинхронных двигателей....................... 51

5> 24.1 Пуск трехфазных асинхронных двигателей ... 51

§ 24.2. Двигатели с улучшенными пусковыми свойствгчи 53- 24.3 Регулирование частоты вращения трехфазных а>

хронных двигателей ...... . . 55-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [59] 60


0.0119