Главная Сведения о трубопроводах



Таблица 62. Длина участка и испытательное давление

Условный диаметр трубопровода, мм

Наибольшая длина участка трубопроводов, ы

Предельное испытательное давление, МПа

внутренних

наружных

До 2С0 100 250 2,0 Св. 200 до 500 75 200 1,2 Св. 500 50 150 0,6

После достижения испытательного давления испытываемый трубопровод отключают от опрессовочного агрегата или водопровода. При испытании пластмассовых трубопроводов достижение испытательного давления должно обеспечиваться дополнительной подкачкой воды для компенсации деформации трубопровода при опрессовке.

При гидравлическом испытании трубопроводов при отрицательных температурах принимают меры для предотвращения замерзания жидкости - подогрев, введение добавок, понижающих температуру замерзания, утепление трубопроводов и др.

Пневматические испытания трубопроводов на прочность и герметичность производят воздухом или инертным газом. Не разрешается проводить такие испытания в действующих цехах производственных предприятий, а также на эстакадах, в каналах и лотках, где уложены трубопроводы. Испытательное давление при пневматическом испытании иа прочность зависит от рабочих параметров трубопровода и материала труб, назначается таким же, как и при гидравлическом испытании. Наибольшая длина испытываемого участка и предельные величины испытательного давления при пневматическом испытании трубопроводов надземной прокладки в зависимости от диаметров применяемых труб приведены в табл. 62.

Пневматические испытания трубопроводов на прочность в случае установки на нем арматуры из серого чугуна допускаются при испытательном давлении не выше 0 4 МПа. При этом не разрешается обстукивать молотком трубопровод, находя-П1ИЙСЯ под давлением.

Давление в трубопроводе при пневматическом испытангги следует поднимать постепенно с осмотром трубопровода на следующих ступенях при достижении: 60 % испытательного давления для трубопроводов с рабочим давлением до 0,2 МПа; 30 и 60% испытательного давления для трубопроводов с работим давлением 0,2 МПа и выше. На время осмотра подъем давле-



ния прекращается. Окончательный осмотр трубопроводов производится при рабочем давлении и, как правило, совмещается с испытанием их на герметичность. При этом выявление дефектов герметичности сварных стыков, фланцевых соединений и сальников арматуры производят обмазкой соединений мыльным нли другим раствором, галоидным течеискателем и др.

Поперечные сварные швы, в которых при испытании трубопроводов обнаружены трещины, не подлежащие исправлению, следует вырезать и вместо них вставить отрезок трубы. Длина прямого участка трубопровода между сварными швами должна быть при условном диаметре более 150 мм не менее 200 мм, а при 150 и менее - 100 мм. Трубы и детали с дефектными продольными швами заменяют новыми.

При выдерживании трубопровода под давлением следует вести непрерывное наблюдение за показаниями манометра. В случае повышения давления вследствие нагревания трубопровода, например солнечными лучами, следует понизить давление до испытательного путем выпуска части воздуха.

На время проведения пневматических испытаний трубопроводов как внутри помещения, так и снаружи следует устанавливать охранную зону, п1зебывание людей в которой запрещается. Минимальное расстояние в любом направлении от испытываемого трубопровода до границы зоны: при надземной прокладке - 25, при подземной - 10 м. Границы зоны отмечают флажками. Наблюдение за охраняемой зоной обеспечивают путем установки контрольных постов - для наружных трубопроводов в условиях хорошей видимости один пост на 200 м трубопровода; в остальных случаях количество постов определяют с учетом местных условий с тем, чтобы охрана зоны была обеспечена надежно. В вечернее или ночное время охраняемая зона должна быть хорошо освещена. При проведении испытания трубопроводов на герметичность с определением падения давления на время испытания охраняемая зона не устанавливается.

Компрессор, используемый при проведении испытаний, размещают вне охраняемой зоны. Воздушная магистраль от компрессора к испытываемому трубопроводу должна быть предварительно испытана гидравлическим способом.

Результаты пневматического испытания трубопроводов на прочность считаются удовлетворительными, если при испытании давление по показаниям манометра ие упало и при последующем испытании на плотность в сварных швах и фланцевых соединениях не было обнаружено утечки, пропусков или потения. Осмотр должны производить специально выделенные для этой цели и проинструктированные лица.



§ 3. ИСПЫТАНИЕ НАРУЖНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ

Испытание напорных трубопроводов на прочность и герметичность производится гидравлическим или пневматическим способом, выбираемым в зависимости от климатических условий в районе строительства и наличия необходимого количества воды в период испытаний. При отсутствии проекте указания о значении давления при гидравлическом испытании его принимают в соответствии со СНиП В П1-3-81:

Для стальных трубопроводов со стыковыми соединениями на сварке (в том числе подводных) с рабочим давлением до 2 МПа.....Рабочее плюс 0,5, но

не менее 1 МПа

То же, с рабочим давлением более

2 МПа.........Рабочее с коэффициентом ),25

Для чугунных трубопроводов-со стыковыми соединениями под за-чеканку (по ГОСТ 9583-75 для труб всех классов) с рабочим давлением до 1 МПа.....Рабочее плюс 0,3 МПа

с равнопрочными стыковыми соединениями на резиновых манжетах (по ГОСТ 21053-75) для труб всех

классов........ Рабочее плюс 0,5 МПа

Для асбестоцементных трубопроводов Рабочее плюс 0,3 МПа

Напорные трубопроводы, прокладываемые в траншеях или непроходных тоннелях или каналах, должны испытываться дважды:

предварительно на прочность - до засыпки траншеи и установки арматуры;

окончательно на прочность и герметичность - после засыпки траншеи и завершения всех работ на данном участке трубопровода, но до установки арматуры, вместо которой временно устанавливают заглушки. Это испытание осуществляется при участии представителей заказчика и эксплуатирующей организации.

Трубопроводы из чугунных и асбестоцементных труб испытывают при длине: менее 1 км - на один прием; больше 1 км - участками не более 1 км; из полиэтиленовых труб - не более



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [57] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67


0.0161