Главная Движение носителей электрических зарядов



машины или исполнительного механизма. Поэтому необходимо решать ряд взаимосвязанных вопросов: выбор типа привода (регулируемый или нерегулируемый), выбор типа электродвигателя (по роду тока и напряжению, его номинальной частоте вращения и способу соединения с производственной машиной или исполнительным механизмом), выбор электродвигателя по конструктивному исполнению, а также по эконо-мическш/1 показателям. Таким образом, электропривод должен наиболее полно удовлетворять всем технико-экономическим показателям, при этом быть надежным и простым в эксплуатации, иметь минш/галь-ную стоимость, размеры и высокие энергетические показатели. Этим требованиям в большей мере отвечают короткозамкнутые асинхронные двигатели.

Для привода производственных машин средней и большой мощностей, работающих в продолжительном режиме с редкими пусками и неизменной частотой вращения (компрессоры, мощные насосы и т. д.), рекомендуется применять синхронные двигатели. Это связано с тем, что современные синхронные двигатели пускаются в ход так же, как асинхронные, но габариты их меньше, к. п. д. выше, больше максимальный момент. Кроме того, путем регулирования тока возбуждения синхронного двигателя можно изменять его реактивную мощность и, следовательно, со8ф при заданной нагрузке на валу. Вместе с тем при частых пусках и переменной нагрузке наиболее надежныл-щ простыми и дешевыми являются короткозамкнутые асинхронные двигатели. При мощностях до 100 кВт при нерегулируемом приводе, как правило, применяют короткозамкнутые асинхронные двигатели.

В настоящее время начинают получать распространение силовые гтристорные преобразователи частоты, позволяющие плавно регулировать частоту переменного тока, а следовательно, плавно регулировать частоту вращения вращающегося магнитного поля в двигателях переменного тока и, следовательно, частоту их вращения. Однако в ряде случаев, когда требуется в процессе работы двигателя изменять частоту вращения в широких пределах, отдается предпочтение двигателям постоянного тока.

В зависимости от условий окружающей среды, в которой должен работать электродвигатель, а также способа установки очень важно правильно выбрать конструктивное исполнение двигателя. В частности, для одних производственных машин применяют дригатели с горизонтальной, а для других - с вертикальной установкой вала. Кроме того, существуют машины и механизмы, в которых применяют встраиваемые двигатели, т. е. двигатели, имеющие общий корпус с корпусом машин или механизмов.

Если в феде, окружающей двигатель, содержатся агрессивные вещества, например в виде едких паров кислот или газов, оказывающих разрушающее воздействие на изоляцию обмотки, то они могут вьтести двигатель из строя. В этих случаях используют специальные закрытые двигатели в герметическом исполнении или закрытые продуваемые с кислотоупорной изоляцией. В помещениях, в атмосфере которых образуются взрывоопасные смеси, содержащие горючие газы или пары, применяют взрьтобезопасные двигатели, обладающие большой проч-

10 А. г. Морозов 289



ностью и выдерживающие взрывы газов внутри двигателя без выхода пламени взрыва в окружающее пространство.

Следует отметить, что использование двигателей специального исполнения повышает стоимость установок, поэтому для работы в сухих помещениях с незагрязненной атмосферой следует выбирать наиболее дешевые двигатели открытого или защищенного типа с большими вентиляционныл-щ отверстиями в подшипниковых щитах, так как чем больше степень открытия двигателя, тем лучше условия охлаждения его обмоток.

§ 15.5. Управлекме элегсгросфиводопв

Управление электроприводом заключается в пуске и останове электродвигателя, регулировании частоты его вращения, торможении и реверсировании, т. е. сводится к непрерывному поддержанию режима, обусловленного технологическим процессом производства. Управление электроприводом может быть ручным или автоматическим.

Аппараты ручного управления в большинстве своем служат для включения и отключения электрических двигателей сравнительно небольшой мощности. Ручное управление мощными электроприводами осложняется необходимостью применять большие усилия, которые иногда превышают физические возможности человека. В этом случае управлять электроприводами можно только с помощью аппаратов автоматического управления.

Автоматическое управление позволяет удовлетворить многим требованиям современного производства и поэтому является предпочтительным в промышленности, а для некоторых видов производств - и единственным способом управления. Современные автоматизированные электроприводы позволяют управлять машинами на расстоянии, производить остановку производственной машины в определенном положении, изменять направление вращения двигателя, защищать двигатель и машину от перегрузок, осуществлять требуемую последовательность оператдий технологического процесса и т. д.

Автоматизация управления электроприводом требует широкого использования различных реле, контакторов, электромагнитных аппаратов, магнитных и злектромашинных усилителей, электронных и ионньк преобразователей, вычислительных машин и т. п. Это позволяет воздействовать на электроприводы в соответствии с требованиями технологического процесса производства и переходить к программированному управлению электроприводом, при котором работа исполнительных механизмов осуществляется в соответствии с ранее установленной программой, определяемой последовательностью технологического процесса.

Электрические схемы управления отдельными производственными машинами составляют на основе изучения технологического процесса, выбора типа электродвигателя и использования принципов построения схем автоматизированного электропривода. Широкое распространение



систем автоматического управления электроприводами привело к создд. нию ряда типовых схем управления. Все элементы аппаратов имеют установленные графические изображения и названия, часть из которых приведена в табл. 15.1. Положение контактов аппарагов, изображаемых на схемах управлешя, при отсутствии внешнего воздействия соответствует их нормальному состоянию.

Таблица 15.1

Наименование

Обозначение

Выключатель кнопочный нажимный: с замьпсающим контактом

с размыкающим контактом

Выключатель однополюсный

Вьжлючатель трехполюсный

Контакт коммутационного устройства: замыкающий

размыкающий

переключающий

Контакт для коммутации сильноточной цепи: замыкающий

размьпсающий

замыкающий дугогасительный

размьшающий дугогасительный

Кситакт замьшающий с замедлителем, действующим: при срабатьшании



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 [95] 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148


0.0113