Главная Промышленная стандартизация



сообщения no МЭК 640, но использующий не определенные в ней сигналы.

6. Термины по ГОСТ 26.201.2-84.

Драйвер последовательной магистрали - устройство управления ПМ, которое задает поток сообщений в ПМ, организованный в виде последовательности байтов, и принимает все сообщения от ПМ; он является, как правило, устройством для связи между ЭВМ н ПМ.

Последовательный контроллер крейта - сменный блок, занимающий в крейте управляющую станцию и одну или более рабочих станций и предназначенный для связи МК с ПМ и выполнения функции управления модулями.

6.1.3. Программное обеспечение

Программное обеспечение системы КАМАК, предложенное соответствующими спецнфнкациями ESONE и IEC, представляет собой комплекс согласованных по структуре и совместимых по используемым информаннонным структурам средств программирования, который включает:

промежуточный язык 1ML, предназначенный для программирования задач управления в случае, если информационные характеристики требуют выполнения 30...40 тыс. сп./с;

пакет подпрограмм на языке Фортран, предназначенный для решения задач управления (со средними информационными характеристиками) с быстродействием 2...5 тыс. он./с;

интерпретирующий язык Бейсик реального времени для программирования в режиме диалога простых и медленных экспериментов с быстродействием не более 1...1,5 тыс. он./с.

6.2. ИНТЕРФЕЙС МАГИСТРАЛИ ИРЕИТА

6.2.1. Общие сведения

Стандарт распространяется на модульную стационарную аппаратуру системы КАМАК и устанавливает требования к конструкции, электрическим сигналам, питанию и логике обмена информацией, которые обеспечивают совместимость блоков с крейтом и между собой. Стандарт полностью соответствует публикации МЭК 516, за ис-к ючеиием требований, относящихся к примснеиню блоков.

6.2.2. Логическая организация

Магистраль крейта содержит сигнальные 1иииы и шины питаинл (табл. 6.3). Ilx [1аименование и обозиачение те же, что и у сигнала, передаваемого по этой шине.

Сигнальные шнны МК подразделяются на сквозные и индивидуальные. Сквозные шииы связывают одноименные контакты всех рабочих станций (с 1-й по 24-ю), индивидуальные - один контакт розетки рабочей станции с одним контактом управляющей станции (25-й).

Шины питания соединяют соответствующие контакты розеток всех станций. Обратный провод питания (О В) связывает параллельно два контакта на всех станциях. Назначение контактов розеток МК

Таблица 6.3. Магистраль крейта КЛМАК

Наименование

Обозначение

Назначение

Команда

Номер станции Субадрес

Функция

А1, А2, А4, А8

F1, F2, F4, F8, F16

Выбор модуля

Выбор функционального узла в модуле

Определение функции, подлежащей исполнению в модуле (одной нз 32 возможных операции)

Синхронизация

Строб 1

Строб 2

Управление первой фазой операции.

Сигналы па магистрали крейта не должн.Ь! изменяться Управление вто])Ой фазой операции,

Сигналы на магистрали крейта могут из.меняться

Запись Чтение

Данные W1...\V24 R1. ..К24

Занесение И1н1)0рмац11и в модуль

Извлечение информации из модуля

Состояние

Запрос: на вннма-

!И1е

Занято

Ответ

Команда принята

Требование на обслуживание

Указа(те о прохождении операции иа магистрали Указа1И1е о состоя!;ни объектов, выбранных командой Указание о готовности модуля выполнить действия, требуемые командой

Общее управление

Пуск

Приведение модуля в определенное состояние, сопровождающееся сигналами S2 и В

13-176



Окончание табх 6.3

Наименование

Обозначение

Наэна чение

Запрет

Запреи.еиие впределенных дей-

ствий элеменгов, соединенных

с шиной 1, в гечепие всего вре-

мени присутствия сигнала на

магистрали

Сброс

Очистка рег-1Стров, сопровож-

даемая сигналами S2 и В

Нестандартные соединения

Свободные сквоз-

Р1, Р2

Для »ерегламенти[>уемых сое-

ные шины

динение

Иидизидуальпые

РЗ...Р5

Для иерегламентируемых сое-

допо;: нительиые

динений. Шнны ие предусмот-

контакты

зены

-f24; +6 8 -6; -24 В

Обяательные шины питания -f 24; +6 -6; -24

Подклоченне источников питания То же

Допо..нительные шины питания

-{-200; -Ы2 В

-f 200;

+ 12

Подключение слаботочньх источников питания

-12 3

То же

117 В

ACL,

Чистая земля

Для ciCM, требующих чистую землю

Резервные

Резервированы для будущего назначения

и их соединения со сквозными, индивидуальными шинами и дополни-тел1ными контактами показаны о т.тб.1 6.4.

Управляющая станция на.ходнтся справа от всех рабочих станций. От нее идут связи по 24 линиям N и L к остальным 24 станциям.

Контроллер крейта является единственным блоком, имеющим доступ к линиям N и L. On отдает все команды и определяет программу работы крейта. В операции иа МК участвуют, как правило, контроллер (в качестве управляющего) и другой блок (в качестве управляемого). Выполняются два вида операций: командные (адресные) и безадресные. Во время безадресных операций команда не генерируется.

Синхронизирующие сигналы «Строб 1» (S1) и «Строб 2» (S2) последовательно генерируются во время командных операций. При

Таблица 6.4 Нааиаченше конжактов в соединителе КЛМАК

Кснтакт разъема

Обозначеииг шин для станций

с I -й по 2*-ю

25-й

Сторона А

1 ..5

P1...F5

»

6. ..8

X. 1, С

9, 10

Р6...Р7

11 12

S1, S2

13 .,24

VV24...W2 (четные Разряды)

L24.. .L13

25.,.36

R24...R2 (четные р»зряды)

L12...L1

37, . .39

- 12; -1-200; -f 117 В

40 ..43

Корпус; -1-12 В; Y2; 0 В

Сторона В

2...6 7.,. 10 И...12 13...24 25...36 37...39 40.. .43

FI6, F8, F4, F2, FI Л8, А4, А2, Л1 Z. Q

\V23...WI (нечетные разряды) R23...R1 (нечетные разряды) -24; -6; +117 В Корпус; +2-1; Ч-6; О В

N24... N13

N12...N1 *

• Обоэначсиия шин 1ля 25-Г станции те же, что и для других стапмий.

бсзЕдрссных операциях обязателен сигнал S2, однако допускается генерация п S1.

Для нередачн данных из модулой используются 24 шнны чтения R, а к молутю -24 н;ины \\, При операциях чтения адресуемый модуль устанавливает сигналм данных на шины R, которые нсполь-зуюгся контроллером с момента начала сигнала S1, Hpir операциях записи адресуемгн" модуль пршшмает данные с шии W от ко1ггрол-лера но время про.хождсння спгнала S1.

Адресуемый модуле сообщает о способности выполнения действия, требуемого :-<о:.?анлой, сигнатом X и о своем состоянии - сигналом Q которые приштмаются контротлером во время прохождения S1.

Сигнал L должен генерироваться, любым модулем для инднниро-вания контроллеру о требовании на обслуживание модуля.

Система команд разделяется на группы согласно табл. 6.5.

Основной категорией является группа адресуемых команд N(()A(/)F(A), где N(()-номер станции, l<i<23; А(/) - субадрес внутри модуля, 0</<15; Е(/г) - функция, 0<fe<31.

Субадрес А и функция F выдаются в двоичном параллельном коде иа общие для всех модулей шнны. Коды функций подразделяются на три группы: стандартные, которым соответствуют определяемые стандартом действия в модулях и в контроллерах; резервные - для последующего расшире[гая совокупности стандартных кодов; нестан-



Таблица 6.5. Система команд КАМАК

Код операции F (к)

Команды

Команды, использующие шины R (F16=F8=0)

01 Чтение регистра группы 1*/2**

2 Чтение и сброс регистра группы 1

3 Чтение обратного кода регистра группы 2

Команды, использующие шины W (FI6=1; F8 = 0)

16/17 18/19

Перезапись регистра группы 1/2 Селективная*** установка регистра группы 1/2

Команды, не использующие шины R и W (F=0)

8 Проверка запросов

9 Сброс регистра группы 1

10 Сброс запроса

11 Сб)ос регистра группы 2

23 Селективный сб)Ос регистра группы 2

24 Запрещеине

25 Исполпение

26 Разрешение

27 Проверка состояния

5, 7, 13, 15,

21, 23, 29, 31

4, 6, 12, 14,

20, 22, 28, 30

Вспомогахельные команды Резервные Не стандартизованы

* в регистр группы 1 заносятся данные.

регистр группы 2 используется дли запоминания сигналов управления или данных.

*** Некоторые разряды регистра установлены заранее periicTpoM маски, содержащимся в модуле.

Осртные, использование которых не регламентируется. Каждый код функции должен полностью декодироваться в модуле, т. е. используются все пять сиг1-:алов на ишнах F.

Информация о состоянии объекта передается по шинам L, В, Q, X. Сигнал L может исходить от нескольких источников запроса в модуле. Модули, занимающие несколько станций, генерируют сигналы на соответствующих шинах L.

Возможность индивидуального сброса каждого источника запроч са обеспечивается командами F (10) «Сброс запроса» и F (2) «Селективный сброс регистра группы 2». Все источники запроса должны одновременно сбрасываться сигналом «Пуск».

Модуль, выработавший сигнал L=l, не сбрасывает источники запросов до получения соответствующей команды нлн сигнала Z. В модуле должны быть средства для проверки сигнала L операцией F (8) «Проверка запроса» по субадресу, отличающемуся от используемых при проверках требований от источников запросов.

Сигнал В применяется для блокировки различных частей системы, способых конкурировать в использовании магистрали крейта. Сигнал В=1 должен генерироваться во время каждой командной операции на магистрали крейта одновременно с сигналом N, а также во время безадресных операций одновременно с сигналами Z, С.

Сигнал Q принимается контроллером по сигналу S1 от адресуемых модулей при операциях чтения н записи, которые его устанавливают до S1 и поддерживают до появления S2 во время каждой командной операции, Сигнал Q генерируется модулем при передачах блоков данных во время операций «Чтение» и «Запись»: в режиме адресного сканирования (Q=l для всех субадресов, имеющих адре-cve,"i,ie регистры, и Q- О дтя ;срвого субадреса, по которому нет такого регистра); в режиме повторения (Q=l, если регистр "готов принять участие в передаче данных, и Q = 0 в противном случае); в стоп-режиме (Q=l во время передачи блока данных н Q = 0 при ее окончании); в других режимах, допускающих использование блоков передачи данных.

Сигнал X генерируется адресуемым модулем при распознавании команды, для выполнения которой имеются средства либо в самом модуле, либо по внешнем оборудопаини. Сигнал Х = 0 указывает на серьезный сбой: модуль отсутствует илн не имеет питания; нару1нсны BHCHjHHe сосдинетшя; модуль не прсдназначси для выполнения требуе-мььх действий. В отпет ил О==0 контроллер обычно формирует требование па прерывание ЭВ.М.

Сигналы общего управления Z, С, I воздействуют без нснользо-ваиня адресации на все станпин крейта (Z - пуск всех блоков, С - сброс регистров данных, 1 -загрет обусловленных действий, например приема данных). Сигналы Z и С сопровождаются сигналами В н S2, однако до:1ускается ск-:10ленне в эту послсдозательность сигнала S!. Сигнал I может reHi-рнроЕпться в любое время и принпмлть-ся каждым блоком, если ие сгязан с операциями па магистр.чти крейта.

Сигнал Z используется при запуске систгмы и имеет абсолютньи°1 приоритет над другими. Блокп. геп.ерпрующие сигнал Z. дозжиы также пннцинро;5ать последов.1тели;0?ть, содо1)жащую сигналы В, S2, I.

Сигнал 1=1 запрспт-.ет н модуле все злемс1;тьу, связашиле с шиной I. Все б,;оки, генерирующие сигнал I и способ1;ые поддерживать состояпие 1 = 1, должны [реагировать на сигнал Z-S2 генерироваинсм и поддержанием 1=1 до спецнал;-иого сброса.

6.2.3. Функциональная организация

Цикл Магистрали устанавливается контроллером, который определяет три интервала: начало цикла, когда команда NAF, сигнал В и данные (прн записи) поступают на магистраль (длительность 400 не); генерацию строб-сигналов S1 н S2 (длительностью 200 не); конец цикла, когда все сигналы снимаются с магистрали (длительность 100 не).

Цикл полностью определяется контроллером, и отдельный модуль не может влиять иа длительность цикла. Наименьшее время



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [31] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67


0.0091