Главная 500 радио схем



Автомат отключения батареи в кассетном

магнитофоне

Кассетным магнитофонам, в которых используются коллекторные электродвигатели постоянного тока, свойственен недостаток: при остановке электродвигателя, например, по окончании ленты в кассете, резко возрастает потребляемый ток. Предлагаемое устройство (см. рисунок) позволяет автоматически отключать источник питания при сильном торможении электродвигателя.


Ток через коллекторный электродвигатель постоянного тока имеет пульсации, связанные с работой щеточно-коллекторного узла. Эти пульсации и используются для управления устройством отключения электродвигателя. При нормальной работе они через конденсатор СЗ поступают на вход усилителя, выполненного на транзисторе ТЗ. Усиленный сигнал



выпрямляется диодами Д1 и Д2 и поступает на базу транзистора ТЗ. Транзистор Т2 при этом открывается, а следовательно, открывается и транзистор Т1. При торможении электродвигателя частота пульсациий уменьшается, а при остановке электродвигателя они полностью пропадают. При этом транзисторы Т2 и Т1 закрываются и источник питания оказывается отключенным от нагрузки. Для приведения устройства в исходное состояние нужно выключить, а затем снова включить питание магнитофона. Чувствительность устройства регулируют подстроечным резистором R3 при налаживании.

Стабилизатор напряжения велофары

Если велосипедом приходится пользоваться в темное время суток, особенно в сельской местности, на нем устанавливают электрическое оборудование - велогенератор и фару. Но напряжение, вырабатываемое велогенератором, непостоянно и зависит от скорости движения. В какие-то моменты оно может превышать предельно допустимое рабочее напряжение лампы фары, что порою приводит к ее перегоранию. Если же лампа будет питаться стабилизированным напряжением, надежность работы и постоянство светового потока фары возрастут. Конечно, стабилизатор напряжения велофары - не новинка, о некоторых вариантах его уже рассказывалось на страницах популярных журналов. Предлагаемое устройство

предназначено для питания лампы фары постоянным напряжением, в нем все транзисторы - кремниевые, выводы коллектора транзистора VT1 и базы VT3 соединены с "общим" проводом через резистор R3, а не через стабилитрон, в цепь эмиттера транзистора VT2 введен диод VD2, а между выводами эмиттера и коллектора транзистора VT1 установлен резистор R1, облегчающий "запуск" этого стабилизатора. Входное напряжение на стабилизатор подается с выпрямителя, выполненного на диодном мосте VD1 и сглаживающих



т05А


ПЗ КТ361Г (V)

4i3K нгг

конденсаторах С1, С2. Переменное же напряжение на мост поступает с велогенератора. При работе велогенератора выходное напряжение диодного моста может изменяться (на выводах конденсаторов) в широких пределах, но на выходе стабилизатора (т. е. на выводах лампы EL.1 велофары) оно не превышает максимально допустимого напряжения лампы (3,5В или 6В - в зависимости от используемой лампы и сопротивления резистора R3). Кроме указанных на схеме, можно использовать транзисторы КТ313А - КТ313В, КТ315А -КТ315И, любой из серии КТ503 (VT1); КТ815А -КТ815Г, КТ817А -КТ817Г, КТ805АМ, КТ805БМ (VT2): КТ361А - КТ361Д, любой из серии КТ502 (VT3). Диодный мост VD1- любой из серии КЦ405, диод VD2 - любой с допустимым выпрямленным током не менее О,ЗА. Налаживание стабилизатора сводится к подбору резистора R3 с таким сопротивлением, чтобы напряжение на лампе не превышало допустимого (3,5 или 6В в зависимости от используемой лампы) даже при максимальном напряжении велогенератора. Следует заметить, что этой схеме присущи следующие недостатки: в стабилизаторе велико падение напряжения на диодах моста VD1, диоде VD2, эмиттерном переходе транзистора VT2 в результате чего для получения выходного напряжения стабилизатора 3,5В на диодный мост должно поступать с велогенератора около 7В. А это требует более быстрой езды.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [57] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73


0.0925