Главная 500 радио схем



Индикатор тока аккумуляторной батареи

Правильная эксплуатация автомобильной аккумуляторной батареи - залог длительного срока ее службы и нормальной работы всей системы электропитания. Контроль режима зарядки - разрядки батареи позволяет вовремя предпринять необходимые профилактические меры, а также следить за исправностью генератора, стартера, электропроводки. Индикатором тока батареи снабжены далеко не все автомобили, и описанное ниже устройство позволяет простыми средствами восполнить этот пробел. Индикатор измеряет падение напряжения на проводнике, соединяющем минусовой вывод аккумулятора с корпусом автомобиля. Этот проводник включен в резистивный измерительный мост R1- R5, что позволяет снимать с моста разнополярные сигналы и усиливать их ОУ с однополярным питанием. В цепь отрицательной обратной связи ОУ DA1 включены логарифмические диоды VD1- VD4, которые расширяют пределы измеряемого тока, позволяя измерять даже ток, потребляемый стартером при пуске двигателя. Регистрирующим прибором может служить любой магнитоэлектрический миллиамперметр или микроамперметр, имеющий шкалу с нулем посредине, например, М733 с током полного отклонения стрелки 50мкА. На шкале удобнее всего разместить равномерно три метки справа и слева от нуля: 5А, 50А и 500А. Питает индикатор параметрический стабилизатор на напряжение 6,6 В. Правый по схеме вывод резистора R5 оставляют постоянно подключенным непосредственно к минусовому выводу батареи. Для градуировки шкалы индикатора сначала подают на него питание непосредственно от батареи аккумуляторов и подстроечным резистором R4 устанавливают стрелку микроамперметра на нулевую отметку. Затем при выключенном ключе зажигания (с целью исключения протекания неконтролируемого тока батареи) плюсовой вывод батареи




П Уд5 КС133А

R7 51 н


VIJ6 -;п /<С155А

R839Q -126 (к5ор-товой сети) И минусовому выводу батареи

К корпус!

DA1 К153УД2 ; VD1-VBU Д225Б

через мощный (около 60 Вт) резистор сопротивлением 2,4 Ом соединяют с корпусом автомобиля и подстроечным резистором R7 устанавливают стрелку но отметку 5А. После градуировки плюсовой вывод питания индикатора подключают к плюсовому проводу бортовой электросети автомобиля Проверять градуировку на токе 50 и 500 А нет необходимости.

Сигнализатор разрядки батареи аккумуляторов

Сигнализатор рассчитан на установку в приемники, работающие от батареи аккумуляторов 7Д-0,1. Он собран на микросборке полевых транзисторов А1 и поэтому потребляет в дежурном режиме очень малый ток - менее 0,1 мА. При напряжении питания, превышающем минимально допустимое значение (7 В), светодиод не горит. При снижении напряжения питания до 7В загорается светодиод. сигнализируя о необходимости подзарядки батареи аккумуляторов. Подстроечным резистором R4 устанавливают порог включения светодиода. Разность между напряжениями источника питания.



m HI

A/H02A

при которых гаснет и зажигается светодиод, составляет всего около 0.03 В.

Индикатор разряда аккумуляторных батарей

Как известно срок службы кадмиево-никелевой аккумуляторной батареи сократится, если разряжать ее до напряжения ниже 7В. На рисунке приведена электрическая принципиальная схема индикатора напряжения аккумулятора 7Д-0,1. При включении питания ток заряда конденсатора С1 проходит через туннельный диод Д1. При этом величина напряжения на диоде Д1 достаточна для того, чтобы транзистор Т1 открылся. Светодиод Д2, включенный в его коллекторную цепь, при этом светится. Эмиттериый ток транзистора Т1 создаёт иа резисторе R1 напряжение, закрывающее транзистор Т1. в результате чего ток через светодиод ДЗ не проходит. Когда же напряжение на аккумуляторе станет ниже 7В, напряжение на туннельном диоде и на резисторе R2 скачком



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [59] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73


0.0236