Главная ->  Публикации 

 

Мотивация как фактор управления процессом водопотребления


Специалисты жилищно-коммунального хозяйства проводят очень большую работу, направленную на исследование путей улучшения условий водопользования и практическую реализацию водосберегающих мероприятий. Однако она носит технико-технологический и административный характер. В рамках этой работы производится наладка арматуры, устранение утечек на трассах холодного и горячего водоснабжения, поддержание требуемых напоров путем наладки регуляторов давления и установки насосов необходимой производительности и мощности, установка насосов с регулируемым приводом, установка регуляторов расхода, установка индивидуальных счетчиков воды и др. Потребители воды в этом процессе вообще не принимают участия, если работы ведутся за пределами их домохозяйства, или их участие сводится к пассивно-созерцательному, если работы ведутся непосредственно у них.

 

Поведение потребителей воды на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в основном определяется стереотипом потребления, характерным для данных социальных слоев при удовлетворении комплекса объективных и субъективных потребностей. Понимание природы потребностей человека в воде, а также социальных, психологических и физиологических механизмов их становления и развития позволяет определять пути их формирования и удовлетворения, равно как и методы активного влияния на них со стороны поставщика услуг.

 

Одним из условий перехода к всестороннему удовлетворению потребностей населения в воде является налаживание приборного учета использованных услуг ВКХ и предоставление потребителям возможности выбора. Сопоставляя свои предпочтения и мотивы принятия решения о расходовании воды в тех или иных количествах, потребители могут соотносить свои действия с собственным индивидуальным пониманием удовлетворения потребностей.

 

Данные натурных наблюдений и измерений показывают, что все эти мероприятия приносят ощутимый водосберегающий эффект [1], но не обеспечивают перевод решения проблемы в режим саморегулирования и установления экономического равновесия в системе "потребление водыподача воды". В то же время основной задачей предприятий ВКХ остается подача воды населению, что существенно сужает круг возможностей управления процессом потребления воды. При этом заботы о снижении потерь воды в жилищном фонде и ее рациональном использовании населением оттесняются на второй план необходимостью подачи воды в таком количестве, чтобы хватило всем не только в расчетные периоды суток. В условиях, когда тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения являются регулируемыми и остаются относительно стабильными, а цены на реагенты и оборудование постоянно повышаются, себестоимость питьевой воды объективно возрастает. С этими вопросами неразрывно связаны проблемы охраны источников водоснабжения и необходимых инвестиций, основная часть которых ложится на местный бюджет. Административное повышение тарифов не приведет к улучшению водопользования, уменьшению забора свежей воды из источников и сброса в водоемы очищенной (несколько менее загрязненной) сточной воды и, следовательно, к уменьшению антропогенной нагрузки на них.

 

Широко распространенная в зарубежной социологии концепция мотивации А.Маслоу позволяет определить механизмы принятия потребителем тех или иных решений [2]. Согласно этой концепции, человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее актуальных для индивида, причем только неудовлетворенная потребность определяет его поведение. Естественно, что человек будет стремиться в первую очередь удовлетворить самые назревшие потребности. По мере удовлетворения очередной, наиболее насущной потребности на первый план выходит следующая за ней. Например, человека, мучимого жаждой или голодом, не интересуют ни события в области высокой моды, ни то, как он воспринимается окружающими, ни то, насколько пресная вода отвечает требованиям питьевого качества. Анализ основных результатов применения данной концепции при исследованиях мотивации поведения человека на потребительском рынке услуг позволяет рассмотреть возможность использования ее основных элементов и закономерностей для изучения мотивации водопотребления населением.Человеческая потребность — это специфическая объективно назревшая необходимость, соответствующая культурному уровню, ценностным представлениям и личности человека, а также средствам и ресурсам, которыми он располагает. Субъективное проявление потребности выражается в форме стереотипов поведения, обычаев, традиций, устремлений и желаний обеспечить определенные условия жизни [З].

 

До настоящего времени потребители услуг водоснабжения и водоотведения в жилых зданиях не относятся к питьевой воде как к товару, характеризуемому соответствующей потребительской стоимостью. Ориентация на удовлетворение потребностей населения в воде предполагает не только установку счетчиков воды у потребителей и организацию оплаты учтенного количества использованных услуг, но и анализ структуры расходования воды в жилищном фонде как с точки зрения определения количества воды, расходуемой на те или иные процедуры, так и в социально-психологическом аспекте с учетом потребительского поведения, которое никогда не бывает простым.

 

Физиологический минимум — использование воды для пищевых и питьевых нужд. Это самая первая потребность в воде. которая характерна не только при нахождении человека в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни.

 

Применительно к потреблению услуг водоснабжения и водоотведения в жилых зданиях основные положения концепции мотивации по А.Маслоу могут быть представлены в виде пяти уровней потребностей населения в воде.

 

Гигиенические потребности — поддержание в надлежащем порядке и чистоте своего тела, одежды, жилища, места обитания.

 

Большинство пользователей системами водоснабжения об этом не задумывается, открывая кран. В действительности же, пока человека мучит жажда и голод, о гигиенических процедурах он даже и не думает. Следует отметить, что много людей использует воду только по этому назначению, например, бездомные и бродяги, у которых спектр использования водопровода чрезвычайно узок и обусловлен их образом жизни, теми условиями, в которых они оказались по различным причинам.

 

Социальные потребности — принадлежность к некоторой субкультуре, общественному классу, чувство духовной близости с окружающими, любви.

 

Только после утоления жажды и голода человек начинает обращать внимание на чистоту своего тела, одежды, места обитания, у него объективно возникает потребность в приведении всего этого в порядок. Анализируя водопотребление в современных жилых зданиях с позиции только гигиенических потребностей, видим, что водопроводная вода используется в количестве, необходимом для удовлетворения потребности существования, обеспечения бытовых условий на уровне прожиточного минимума, простейших гигиенических процедур, стирки одежды, уборки помещений.

 

Потребности в признании и понимании, оценке своего статуса. После удовлетворения потребностей социального характера человеку уже недостаточно быть "не хуже других", хотя он и стремится не нарушать сложившихся традиций в окружении, которое ему дорого. В соответствии с ценностными представлениями, характерными для данного круга, человек стремится обустроить свой быт, естественно, ориентируясь на свои возможности. Его потребительское поведение может проявляться в установке новых типов арматуры, автоматических стиральных и посудомоечных машин и др. И не обязательно демонстрировать это оборудование другим людям, просто у него есть назревшая потребность в самооценке как равного (а еще лучше первого) среди равных. Этими условиями объясняется и его поведение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения — порядок использования воды для удовлетворения своих нужд определяется ритмом жизни человека и сложившимся стереотипом потребления.

 

Известно, что человеку нужно общение с себе подобными: родственниками, друзьями, окружающими людьми. В социальной взаимосвязи с окружением у индивида формируется оценка своего места среди других; ему не безразлично, как он воспринимается и как он выглядит; как к нему относятся другие. Связь "человек-окружение" питает его потребности, формируя его представления об общественных и социальных ценностях, характерных для круга его общения. Возникают эстетические, нравственные потребности, потребности обозначения собственного достоинства, вследствие чего человеку необходима информация об отношении к нему людей, о взаимоотношениях между другими людьми, об устройстве их бытовых условий и т.д. На первом плане появляется потребность быть "не хуже других", иметь в своем распоряжении соответствующие бытовые условия, поддерживать техническое состояние санитарно-технических устройств и арматуры, использовать воду не только для утилитарных целей, ной привычных для людей его круга общения гигиенических процедур. При этом потребитель непременно воспользуется возможностью экономного использования бюджета своего домохозяйства за счет более бережного расходования воды, потому что не считает свои деньги только тот, у кого их нет.

 

Потребности в самоутверждении. При наличии соответствующих возможностей у человека появляется потребность в особом благоустройстве жилища, оборудовании его самыми современными (а лучше и уникальными) санитарно-техническими устройствами. При этом денежные средства, необходимые для оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, не имеют существенного значения по сравнению с затратами на обустройство быта.

 

Для одних людей считается вполне достаточным проведение традиционных водных процедур: умывание, душ, ванна. В кругу других считается нормой прием утреннего бодрящего душа, а вечером — ароматной успокаивающей ванны. Существуют и другие стереотипы и традиции водопотребления, от которых человеку порой трудно отказаться даже при необходимости экономного расходования собственных денежных средств.

 

Список литературы
Храменков С.В. Мероприятия по снижению водопотребления в Москве// Водоснабжение и сан. техника, 1997, № 11.
Maslow A. Motivation and Personality. - N-Y., L: Harper

 

Понимание мотивов, побуждающих человека к принятию того или иного решения, направленного на удовлетворение своих потребностей в воде, может быть использовано в качестве одного из основных механизмов управления процессом водопотребления, что представляет практический интерес как для поставщика услуг, так и для потребителей. Концепция мотивации водопотребления позволяет объяснить, каким образом формируется заинтересованность потребителя воды в ее рациональном использовании, а также определить пути и методы получения максимального дохода от реализации своих услуг при обеспечении равенства условий потребления.

 

 

...Окружным путем достигнешь своей цели ,сонник о винтовой лестнице,. Они работают, чтобы согреть нас суровой российской зимой. Деревянные конструкции - проблемы и решения. Умному дому - умный котёл. Типы машин для резки труб и подготовки кромки.

 

Главная ->  Публикации 


0.0218