Главная ->  Публикации 

 

Клиент в России хочет получить прибыль 100-200%


Голландский архитектор Эрик ван Эгераат в Москве бывает очень часто - по его словам, раз в две недели. Сейчас он выполняет несколько заказов российских инвестиционных компаний, причем не только в столице. В России ему нравится спрос на "настоящую красоту", но раздражает стремление инвесторов получить "100-200% прибыли" в ущерб качеству архитектуры.

 

Интервью: Эрик ван Эгераат, архитектор

 

- Кто является владельцем компании Erick van Egeraat Associated Architects?

 

Работать в России ван Эгераат начал в 2003 г. с сотрудничества с компанией "Капитал Груп". По ее заказу он проектировал коттеджный поселок Barvikha Hills, комплексы "Город яхт", "Русский авангард" и "Город столиц". Ни один из проектов пока не воплощен в жизнь. Barvikha Hills и "Город яхт" только строятся, а "Русскому авангарду", проекту из пяти башен, названных именами русских художников начала ХХ в. - "Кандинский", "Малевич", "Родченко", "Попова" и "Экстер", московские власти ровно год не могли найти место. Наконец от Новой Третьяковки, где планировалось возвести здания, проект перенесли на Крымскую набережную и при этом по желанию мэрии "Капитал Груп" изменила его концепцию. Вместо квартир там будут офисы, выставочный зал и апартаменты. Представители "Капитал Груп" не исключают, что "Русский авангард" придется изменить и внешне, чтобы "адаптировать к новому месту". Комплекс "Город столиц" из двух высотных башен и купольного здания, который ван Эгераат проектировал для делового центра "Москва-Сити", тоже изменит облик. "Капитал Груп" отправила проект на доработку американскому бюро Nbbj. И хотя неудачное сотрудничество с "Капитал Груп" остается для ван Эгераата крайне болезненной темой, которую он не хочет обсуждать, сворачивать свой бизнес в России архитектор не собирается.

 

Я стараюсь открывать офисы во всех странах, где работаю, - если вы занимаетесь не просто коммерческими проектами, а думаете и об эстетике, ваше здание может подойти только одному-единственному городу.

 

- Я единственный владелец бюро. Оно было создано в 1995 г. Мой первый офис был открыт в 1980 г. Мне было 25 лет, и проектировал я в основном жилые дома в Голландии, а потом начал создавать проекты школ, общественных зданий и проч.

 

- В России вы выступаете в роли генерального проектировщика или только "рисуете" проект здания?

 

На международном рынке работает примерно 2000 архитектурных бюро. Их можно разделить на два вида. Большие коммерческие компании с офисами по всему миру и с похожими проектами в разных странах. Например, так работают американские компании, которые строят в Азии, Сингапуре. При этом здание в Америке выглядит почти так же, как здание в Джакарте. Другие компании делают индивидуальные проекты для каждой страны. Я сочетаю оба подхода. Я свободный художник, но много работал и с коммерческими бюро.

 

В России бюрократия намного сильнее, чем в Голландии, надо оформить огромное количество бумаг, разрешений, согласований.

 

- Я делал и то и то. 12 лет работал в строительной отрасли в Восточной Европе, Венгрии, Чехии. Когда я сотрудничал с "Капитал Груп", работал вместе с английскими дизайнерами, у которых большой опыт проектирования масштабных объектов, со мной также работали венгерские специалисты, которые знают, как правильно оформлять документы.

 

- Для некоторых иностранных архитекторов это просто необходимо, лично для меня это составляет меньшую проблему. Я каждые две недели выезжаю в страну, где работаю. Мало кто из архитекторов хочет этим заниматься.

 

- Стоит ли западным архитекторам работать совместно с российскими, чтобы избежать бюрократических сложностей и адаптировать проекты к России?

 

- Когда [мэр Москвы Юрий] Лужков предложил сделать проект в центре города и сказал, что проект должен быть русским, все, что я знал о России, - это русский авангард. Но когда я сюда приехал, понял, что здесь о нем мало что знают. Я хотел, чтобы этот проект был чем-то вроде мостика от прошлого к настоящему, к тому, чем Россия действительно гордится.

 

- Почему темой вашего самого крупного проекта в Москве стал русский авангард?

 

- Всю свою жизнь я пытаюсь делать хорошую архитектуру с низким бюджетом.

 

- Архитекторы в России жалуются, что некоторые детали ваших проектов сложно исполнить. К примеру, куполообразное здание в "Городе столиц". Как вы на практике представляете себе воплощение ваших архитектурных идей и какой ценой? Готов ли заказчик к решению сложных конструктивных проблем?

 

Вообще, у вас есть такая проблема: если я строю красивое здание, оно обойдется немного дороже, цена квадратного метра возрастет минимум на 15-20%, но клиент в России хочет получить прибыль 100-200% [и не заинтересован в росте себестоимости].

 

Но "Город столиц" - не низкобюджетное здание. Если вы хотите продавать квадратный метр по цене от $10 000 до $14 000, может быть, имеет смысл сделать необычный проект.

 

- Как в мировой практике строятся отношения архитектора и инвестора? Какие права на проект имеет архитектор и какие - инвестор, как оплачивается работа архитектора?

 

Во всем мире затраты и конечная цена сбалансированы. В России рынок нестабилен. Иногда можно продать плохую работу по максимальной цене. Ваши архитекторы, с одной стороны, правы, но я могу показать вам сотни зданий в мире намного более сложной архитектуры, чем, например, "Город столиц".

 

Обычно архитектор получает фиксированную оплату или почасовую, логично, что она зависит от размера и стоимости проекта. В России принято платить [автору проекта] за квадратный метр. Стоимость работы ненамного возрастет, если речь идет об очень большом коммерческом здании или производственном помещении.

 

- В принципе, везде существует один закон - закон [об охране] авторских прав. Если ты создал проект, ты его владелец. Ты можешь дать согласие на использование твоих прав, но это не значит, что ты перестаешь быть их владельцем.

 

- Есть несколько проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Но я не могу их пока комментировать.

 

- У вас есть еще проекты в России кроме общеизвестных?

 

- В России сложно взаимодействовать с клиентами. Дело не в архитекторах, в России хорошие архитекторы, дело в клиентах. Клиенты ставят нереальные условия, и ничего не получается.

 

- Будет ли расти спрос на качественную архитектуру в российских городах?

 

Я спроектировал "Русский авангард" для "Капитал Груп", и они получили официальное одобрение проекта. "Город столиц" тоже был официально одобрен. Значит, причина отказа [от проектов] в другом. Трудно поверить, что клиент, получив разрешительную документацию, счел, что это нельзя построить.

 

Когда есть возможность обсуждать проект с заказчиком, я готов все сделать для проекта. Я построил больше 100 зданий, и только [российская] "Капитал Груп" сказала, что не может построить, но это ее проблемы. Если ты работаешь над проектом несколько лет и в тот день, когда ты получаешь одобрение [властей], клиент [заказавший проект] говорит, что ему архитектор не нужен, о чем тут можно разговаривать?

 

- Каковы сегодня главные архитектурные тренды?

 

Выходит, что у частной компании [как у ван Эгераата] нет гарантий, что ее не отстранят от проекта. Это означает, что городские власти могут дать инвестору разрешение на строительство красивого здания в красивом месте, но после получения разрешения он может строить там все, что пожелает.

 

Американские архитекторы говорили мне: мы знаем, как строить башни. Но почему эти башни перестали строить? Потому что ни один город не хотел быть похожим на Америку.

 

- В первую очередь глобализация. Как в XVIII в., когда итальянские мастера работали в России. А вот 30 лет назад российские архитекторы работали в России, голландские - в Голландии, немецкие - в Германии. Сейчас больше обмена между архитектурными студиями, которые работают по всему миру. Эту тенденцию можно использовать по-разному. Строить везде одинаково или, наоборот, вносить разнообразие.

 

- Архитекторы больше работают над внешним обликом здания, чем над структурой. Все русские архитекторы в 30-х, 80-х, 90-х гг. прошлого века работали над структурой - как и американцы, и архитекторы других стран делали то же самое. Структура - самое главное в здании. Потом можно придать ему какой-то облик. Но теперь важно и то и другое - и кости, и плоть.

 

- А что сегодня модно строить?

 

- А как будут строить спустя десятилетия?

 

Я люблю работать над характером здания, оно должно выглядеть весело, интересно. Очень модны асимметричные конструкции. Сейчас в конструкциях очень популярно стекло, оно более модно, чем камень.

 

- Может ли город привлекать туристов качеством современной архитектуры? Или интересны только исторические здания?

 

- Набирает силу стремление к разнообразию. Люди будут стремиться украшать дома, будет усиливаться декоративный элемент. Ведь насколько старинное здание более привлекательно, чем современное.

 

Архитектура не должна ограничиваться желанием заработать. Но здесь архитектура - это всего лишь вульгарный предлог для похищения денег. Нельзя напялить пиджак, сшитый кое-как, и пришить к нему лейбл Dolce

 

- Никому не хочется ехать в город ради того, чтобы увидеть пару зданий. Интересно приехать в город, в котором можно увидеть много разных вещей. Большой театр или здание Кремля - вот что привлекает. Но если Москва будет просто продолжать строить здания, не заботясь об инфраструктуре, мы получим хаос.

 

 

Решаем проблему гидроизоляции.. Современные материалы и технологии.. Cвой дом. ALUWORK радиатор.. Новинка гидроизолятор на цементной основе Disom..

 

Главная ->  Публикации 


0.0166